«Ребята сейчас выдают максимум своих возможностей»: режиссёр театральной студии Академии о премьере спектакля и учебном процессе / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

«Ребята сейчас выдают максимум своих возможностей»: режиссёр театральной студии Академии о премьере спектакля и учебном процессе

«Ребята сейчас выдают максимум своих возможностей»: режиссёр театральной студии Академии о премьере спектакля и учебном процессе

«Каждый спектакль – это сотворчество»

 Дмитрий Владимирович, Вы – актёр театра драмы. Почему решили стать ещё и режиссёром?

– У меня 2 образования: актёр и режиссёр-педагог. Это даёт возможность реализовать творческие замыслы с помощью театральных студий. Мой педагогический стаж – 8 лет, я начал преподавать, будучи студентом 3 курса. Вёл занятия в театральном коллективе «Образ», позже – в Гуляевской гимназии. А с 2017 года стал руководителем студии Академии «SENSUM».

Предыдущие студии, в которые я приходил, уже существовали. В этом плане было гораздо легче. Студия Алтайского филиала РАНХиГС зародилась под моим руководством: я сам подбираю актёров, устанавливаю правила. Очень радует, что мне дали такую возможность.

– Чему Вы учите студентов в театральной студии?

– Президентская академия – непрофильный вуз. Но я учу ребят всему тому, что рассказывают на актёрских факультетах. Это и законы пластики, и техника речи, и режиссура, и, собственно, актёрская игра.

В новом учебном году планирую знакомить участников студии ещё и с историей театра. В прошлом году они сами попросили ввести теоретическую часть в наши занятия. Кроме лекций и тренингов я организую студентам встречи со своими коллегами – актёрами, режиссёрами. Также мы ходим на премьеры спектаклей в театре драмы.

Одна из моих задач – познакомить их с внутренней «кухней» театра: мы уже дважды ходили за кулисы «драмы» на экскурсию. Не хочется, чтобы они считали, что театр – это только сцена и актёры. Это огромное государство, где трудится множество специалистов: от технического персонала и бухгалтеров до реквизиторов и столяров. Каждый спектакль – это сотворчество. Нужно, чтобы они были готовы возложить на себя ответственность за свет, звук и костюмы. И я точно могу во всём положиться на свою команду!

 Как вы успеваете самостоятельно готовить декорации, костюмы, звуковое сопровождение?

– В «Русалке» у нас есть двойные составы актёров. Когда первый играет, второй – отвечает за реквизит, световое и звуковое сопровождение. Отдельные  люди готовят афиши и программки. Я даю задание ребятам по реквизиту, и они подготавливают всё необходимое. Например, нам нужна была рыба. Девочки купили материал и сшили её.

«Главное – не бояться свой индивидуальности»

 Расскажите, как проходят ваши репетиции?

– Я ежедневно работаю в театре, там у нас шестичасовой репетиционный день. В Академии же другая система. На занятия отведены 3 дня в неделю. В будни мы занимаемся тренингами, на которых ребята учатся раскрепощаться, правильно говорить. А суббота отведена под репетицию.

Но чем ближе у нас премьера, тем больший упор на неё делается. Тренинги и мастер-классы отпадают, мы всецело посвящаем себя постановке. Перед сдачей спектакля стараемся собираться как можно чаще. Последний месяц репетируем ежедневно, потому что новый спектакль очень большой и тяжёлый.

Конечно, я, как режиссёр, могу ошибиться. К примеру, неправильно поставить мизансцену, потому что глаз «замыливается». Под конец репетиций прошу жену оценить нашу работу – она тоже актриса.

 Трудно работать со студентами – непрофессионалами в театральной сфере?

– Не сказал бы, что со студентами непрофильного вуза заниматься сложнее, чем с профессионалами. Всё дело в том, слышит ли актёр режиссёра, «горят» ли у него глаза.

Главное для меня – научить ребят не бояться своей индивидуальности. Иногда на репетициях они пытаются повторить за мной интонацию, движения. А я хочу смотреть на Юлю или Борю – и видеть их самих.

В «Русалке» много маленьких нюансов, которые нужно детально отрабатывать. Часто мы остаёмся после репетиции, до самой ночи. Они же любители, а я требую максимум отдачи.  Наш разговор строится на уровне профессионалов.

Сам спектакль «Русалка» непростой. Прошлогодние сказка и бал проходили в достаточно игровом стиле. Наши актёры могли там свободно существовать. А вот «Монологи о войне», приуроченные к 9 мая, уже были насыщены драматическими переживаниями.  Спектакль потребовал больших эмоциональных затрат.

«НЕТ МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ, ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЕ АКТЁРЫ»

 Как Вы выбираете материал для новой постановки?

– Мне по долгу профессии приходится много читать. Я отбираю произведение по принципу актуальности, смотрю, востребована ли эта тема сейчас у молодёжи. Моя задача – увлечь ребят материалом.  Например, в «Русалке» есть тема,  о которой молодые люди могут и должны говорить со сцены. Это тема любви. Что для них любовь? На что они готовы ради любимого человека? Каким бывает это чувство? Наш спектакль – об этом.

Также немаловажный аспект – это нравственное воспитание. Классика помогает нам духовно расти. Если же брать современную драматургию, в ней очень мало качественного материала, его по пальцам пересчитать можно. В основном, сейчас пишут о поверхностных бытовых ситуациях. Но мы ведь и так видим их ежедневно.

В классике же есть особый ключ, который режиссеру предстоит разгадать. Что имел ввиду автор? Почему это актуально через несколько столетий? Ведь Пушкин, Достоевский, Чехов – на века, а современного условного Васю Пупкина прочитал и тут же забыл.

Ребята и сами предлагают материал для наших традиционных мероприятий. К 9 мая хотят поставить «А зори здесь тихие», на новогоднюю сказку попросили «Снежную королеву». Я пообещал подумать. Но «Зори» ставить будет сложно. Там 5 главных женских ролей, а остальным куда? Моя задача как режиссёра – искать постановку, в которой место есть для всех. А в этом сезоне участников студии ещё больше, чем в прошлом. В предыдущих спектаклях я уже дописывал от себя персонажей.

 Кстати, как распределяются роли?

– Актёры же эгоисты: мы всегда хотим главную роль. Но я, например, понимаю, что какую-то роль точно не смогу сыграть, потому что типаж и темперамент не позволяют. Так и с ребятами: смотрю по внешним данным, потенциалу, внутренней готовности к главной роли – и предлагаю сыграть. Кто-то открыт миру, другой – более замкнутый. К тому же я не могу первокурсника, который месяц занимается в студии, поставить на главную роль.  Каждого студента я постепенно «ращу», холю и лелею. 

Хотя в этом году у нас получилась экстренная ситуация. Кто-то из «старичков» не может совмещать студию с учёбой и работой, кто-то уже выпустился. Исполнитель главной роли сломал ногу и не сможет пока играть в «Русалке». Так что мы впервые задействовали новых участников-парней в сложных ролях.

Я хочу, чтобы ребята уважали мой выбор и не соперничали за место в постановке. Тем более, сегодня главную роль дали тебе, в другом спектакле – кому-то другому. Есть такая поговорка: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актёры». Каждый, кто играет на сцене, заметен зрителю.

«Русалка»  – не бытовой спектакль»

 Что нового Вы привнесли в пушкинскую классику?

– Я не сторонник того, чтобы осовременивать классику, просто постарался найти баланс с днём сегодняшним. Если определять жанр, то это, скорее, эпос. Сам материал очень архаичен. Главная трудность наших актёров в том, что «Русалка»  – не бытовой спектакль. Мы сейчас работаем над тем, чтобы они не уходили в обыденность.

Всегда хочется показать зрителю всё возможное. У меня были планы сыграть «Русалку» на открытой площадке Академии «Ступени»,  задействовать воду, огонь  и землю. Сейчас уже холодно, так что спектакль пройдёт в зале, а из стихий останется только вода. Мне кажется, у нас получилось внедрить интересные приёмы, но секреты раскрывать не буду.

 Какой реакции зрителей от сдачи постановки вы ждёте?

– Я ни в коем случае не призываю всех присутствующих в зале восхищаться нашим творчеством. Это же искусство, оно субъективно. Тем более, в первую очередь мы пока работаем для себя, ради развития мастерства.

Для меня сейчас главное – тренировка, а не победа. Невозможно всегда быть на высоте. Театр – это ведь живой процесс. Ты сегодня сыграл хорошо, завтра можешь выступить хуже. Каждый раз актёр проживает роль заново.

- Волнение перед первым показом присутствует?

– Конечно. Спектакль, как ребёнок: режиссёр всецело его принимает и любит. Я всегда буду защищать свою работу. За каждое произведение переживаю. Дети тоже сейчас очень волнуются перед сдачей, хоть и стараются этого не показывать. Вообще они большие молодцы, очень стараются! Сейчас наши актёры выдают максимум своих возможностей.

 Какие планы на новый учебный год?

– В начале ноября мы хотим провести премьеру «Русалки». Сейчас главное, чтобы ребята отыграли постановку перед аудиторией, при этом не волнуясь от громкого слова «Премьера». Мы ждём оценку зрителей: студентов, родителей, друзей. Может, что-то нужно доработать перед официальным премьерным показом.

Это первый спектакль в нашем репертуаре, который мы сможем сыграть несколько раз за сезон. Планируем съездить с ним по районам края, возможно, выступим на «Фесте». Хочется сделать новые отрывки для участия в городских и краевых фестивалях. Вообще театральный сезон большой, постараемся успеть как можно больше.

 

Записала Оксана Килина

1285
Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.