Эксперты РАНХиГС о создании нового сухопутного зернового коридора «Россия – Китай» / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Эксперты РАНХиГС о создании нового сухопутного зернового коридора «Россия – Китай»

Эксперты РАНХиГС о создании нового сухопутного зернового коридора «Россия – Китай»

ТАСС сообщает, что Президент поручил Правительству проработать соглашение, которое позволило бы увеличить производство зерна на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири, а также нарастить его экспорт в Китай. Соответствующий пункт содержится в перечне поручений, опубликованном на сайте Кремля.

О плюсах создания нового сухопутного зернового коридора «Россия – Китай» говорят эксперты Алтайского филиала Президентской академии.

Светлана Котванова, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС считает, что «для нормализации рыночной ситуации необходимо наладить экспорт в изменившихся внешних условиях, связанными с санкциями. Меры, принимаемые Президентом РФ, направленные на заключение межправительственного соглашения между РФ и КНР по проекту «Новый сухопутный зерновой коридор Россия – Китай», приведут к созданию инфраструктуры, позволяющей увеличить объём экспорта российского зерна на рынок КНР и стран Средней Азии и Ближнего Востока». В результате достигнутых соглашений наша страна может стать для Китая основным поставщиком зерновых, зернобобовых и масличных культур, а также продуктов их переработки, что благоприятно скажется на экономике Алтайского края, для которой сельское хозяйство является системообразующий отраслью.

Сергей Воробьев, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС, также уверен, что необходимость разработки межправительственного соглашения между РФ и КНР по этому проекту очевидна и позволяет обеспечить интересы обеих стран.

Он говорит, что для российских товаропроизводителей это возможность обеспечить равновесие на рынке зерна, который в настоящее время является достаточно разбалансированным: произошло снижение возможностей экспорта зерна через морские порты Черного и Азовского морей, откуда оно перемещалось в Китай через Турцию, что привело к затовариванию существующих логистических центров.

Для Китая участие в проекте позволит снизить зависимость от поставок из ряда западных стран, реализующих продукцию по более высоким ценам. Сухопутный маршрут для экспорта зерна из российских регионов Сибири, Дальнего Востока и Урала в Китай – не нов для товаропроизводителей и зернотрейдеров, однако не являлся серьезной альтернативой существующей морской логистике, поскольку, с одной стороны, северные территории КНР не испытывают дефицита в зерне, а, с другой стороны, необходимы были существенные инвестиции в создание высокотехнологичной инфраструктуры и расширения экспорта не только зерновых и зернобобовых, но и масличных культур.

В настоящее время Китай проявляет интерес к созданию необходимой инфраструктуры: в Забайкальском крае российская группа компаний «Новый сухопутный зерновой коридор» и китайская госкорпорация «China chengtong international investment» несколько лет реализуют инвестиционный проект строительства сухопутного зернового терминала полного цикла, позволяющего обеспечить раздельное хранение и перевалку зерна (в России и Китае разная ширина железнодорожной колеи), прослеживаемость, биобезопасность и управление качеством продукции.

Сергей Воробьев
Доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС

Для Алтайского края реализация проекта зернового коридора «Россия – Китай» позволит существенно повысить объемы экспорта зерна и продукции выращивания масличных культур. Кроме того, в Алтайском крае группа компаний «Новый сухопутный зерновой коридор» строит элеватор (дополнительно проект предполагает строительство элеваторов в Тюменской и Новосибирской областях), реализация этого инфраструктурного проекта позволит создать новые рабочие места, повысить инвестиционную привлекательность сельского хозяйства, а также обеспечить дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней и стабильность развития малых форм хозяйствования, поскольку выращивание зерновых и масличных культур является основной отраслью специализации для большей части крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и малых сельскохозяйственных организаций.

Сергей Петрович называет проект, реализуемый группой компаний «Новый сухопутный зерновой коридор», достаточно амбициозным – его инвестиционные риски высоки в условиях неустойчивости экономической среды. Согласно озвученной в середине мая информации, Правительству РФ необходимо до 1 октября 2023 года подготовить межправительственное соглашение по проекту «Новый сухопутный зерновой коридор Россия – Китай», последующее его подписание позволит увеличить производство зерна на Дальнем Востоке, Урале и Сибири и, соответственно, его экспорта.

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.