Как стать финансистом, мыслящим стратегически – интервью с деканом ВШФМ РАНХиГС Еленой Лобановой / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Как стать финансистом, мыслящим стратегически – интервью с деканом ВШФМ РАНХиГС Еленой Лобановой

Как стать финансистом, мыслящим стратегически – интервью с деканом ВШФМ РАНХиГС Еленой Лобановой

Современные методы финансового анализа и планирования, хеджирование рисков и политика, способствующая росту бизнеса, – в центре программ ВШФМ РАНXиГС. Чему должна учить бизнес-школа в меняющемся мире? На вопросы Executive.ru отвечает декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС, д. э. н., профессор Елена Лобанова.

– Что сегодня мотивирует абитуриентов ВШФМ РАНХиГС на получение управленческого образования? Заметны ли отличия от мотивов прошлых лет?

– Все абитуриенты программ МВА и ЕМВА Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС обязательно заполняют вступительные анкеты. Это многолетнее правило. В этих анкетах они довольно подробно излагают свои мотивы, откровенно говорят о карьерных устремлениях. Мы проанализировали анкеты за 2017 г. Более того, Школа только что выпустила очередной модульный поток слушателей программы Рrofessional МВА «Финансы». И мы, воспользовавшись случаем, задали выпускникам-финансистам вопрос: зачем они пришли учиться два года назад?

Вот что мы получили в итоге. До 2008 г. массовое увлечение бизнес-образованием можно было объяснить непомерным любопытством, а также колоссальным желанием пополнить свой багаж знаний и навыков набором инструментов, позволяющих чуть более грамотно и потому эффективно обращаться с деньгами и их эквивалентами. Нынче акценты и желания изменились. После 2008 г. движущей силой, побуждающей вкладывать время и деньги в занятия в бизнес-школе, стали кризисы и затянувшаяся рецессия в экономике.

Так чего же хотят слушатели программы МВА «Финансы» – по крайней мере, в этом учебном году? Получить знания, которые позволят резко повысить роль стратегического планирования в своих компаниях. Пришло время начать серьезный разговор об экономическом росте и его устойчивости, факторах повышения темпов роста, о финансовой политике, которая будет способствовать экономическому росту, о жизни без кредитов, и, последнее, – об инструментах хеджирования колоссальной неопределенности, витающей во внешней среде, то есть о рисках.

– Чем вы отличаетесь от других бизнес-школ России?

– Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС в момент основания – а это произошло 25 лет назад – ориентировалась на подготовку линейных финансовых менеджеров и финансовых руководителей в лице казначеев. Позднее ВШФМ стала готовить финансовых директоров или CFO – «главных финансовых офицеров». А еще позднее – финансовых руководителей в самом широком толковании этого слова.

Стратегическая ниша, в которой работает Школа, позволяет позиционировать ее как профессионально-ориентированное учебное заведение, для которого характерны следующие отличительные особенности.

Во-первых, ярко выраженный научный потенциал, который определяет превосходство всех обучающих программ ВШФМ по качеству и содержанию. Его наличие, а также динамичное и непрерывное развитие научных исследований, позволяют говорить сегодня о лидерстве нашей Школы в подготовке финансовых менеджеров, финансовых руководителей, в том числе финансовых директоров. ВШФМ за время своего существования стала диктовать основные направления подготовки и переподготовки профессионалов, управляющих финансами. Не случайно, что именно нашей Школе была поручена непростая задача, над который мы начали работать в 2017 г., – разработка квалификационных требований и национальных профессиональных стандартов для широкого круга финансовых менеджеров и финансовых руководителей, включая финансовых директоров.

Во-вторых, ВШФМ обладает уникальными знаниями в области корпоративных финансов и интегрированного финансового менеджмента. Она разрабатывает и внедряет в практику новейшие управленческие алгоритмы и технологии, позволяющие проводить системное финансовое моделирование и выстраивать правила вычислительных финансов.

– Какие главные акценты в образовательном контенте делает ВШМФ?

– За последние годы в систему подготовки финансовых руководителей и финансовых менеджеров были инсталлированы: риск-менеджмент (теория и практика), финансовая математика продвинутого уровня, риск-ориентированный менеджмент, менеджмент, ориентированный на приращение корпоративной ценности. Вот уже два года формируется новое направление подготовки финансовых руководителей и менеджеров, а именно – внутренний контроль и аудит, в котором органично сочетаются такие курсы, как корпоративное управление, корпоративные финансы, управление рисками, включая управление рисками мошенничества, международные стандарты финансовой отчетности, финансовый учет в формате РСБУ, международные и внутренние стандарты аудита.

С 2017 г. во всех программах ВШФМ открывается новый курс по менеджменту. Речь идет о стандартах качества менеджмента – как международных, так и национальных. Постепенно тем самым формируются емкие, но формализованные представления о менеджменте, его возможностях в повышении эффективности управленческих решений. Вот уже три года читается уникальный в своем роде курс по международным стандартам финансовой этики.

В-третьих, в ВШФМ уже много лет формируется электронная библиотека, куда входят учебники, монографии и научные статьи. Среди них, прежде всего, авторские работы преподавателей Школы. А одновременно студентам и слушателям предоставляется широкая возможность пользоваться лучшими учебниками, по которым учат финансовых менеджеров в самых известных университетах мира.

Большое подспорье в обучении – архив Школы, в котором собраны выпускные проекты, дипломные работы, магистерские диссертации за двадцать лет. Чаще всего они посвящены проблемам управления финансами на конкретных российских предприятиях. Знакомство с ними помогает студентам и слушателям за непродолжительное время изучить реальные проблемы компаний.

С 2017 г. начинает функционировать модуль «Финансовая модель корпоративной социальной ответственности», который охватывает международные стандарты качества менеджмента, принципы деловой и финансовой этики, а также теорию агентских конфликтов.

– Какие образовательные форматы предлагает Школа?

– Самые разнообразные. За годы существования ВШФМ применялись и до сих пор применяются практически все известные формы обучения. Безусловно, это касается, прежде всего, программ МВА и ЕМВА. Основные наши форматы — вечерний и модульный, предполагающие одинаковое количество контактных часов и одинаковые требования к слушателям. Это самые старые и традиционные учебные формы.

На вечерней программе МВА «Финансы» учатся москвичи (два вечера в будни плюс суббота). Модульная форма (четыре-пять сессий в год по две недели) популярна среди слушателей из разных регионов России – от Калининграда до Находки.

Программа Еxecutive МВА, посвященная стратегическим финансам и управлению капиталом, реализуется в мерцающем режиме: три дня (пятница, суббота, воскресенье) плюс один раз в месяц.

С 2016 г. применяется дискретно-непрерывный режим набора: он проводится каждые три месяца. Аудиторное обучение сопровождается значительным объемом самостоятельной работы, чаще всего это практика реальных расчетов на своих предприятиях. Общение с преподавателями в этом случае осуществляется виртуально, преобладает электронная переписка.

С 2014 г. на программах ЕМВА практикуются выездные занятия. Несколько учебных модулей (иногда кластеров) проводятся в городах и на предприятиях, которыми руководят или где работают слушатели ЕМВА. Преподаватели с удовольствием «путешествуют» по городам и весям, сопровождая свои поездки знакомством с реальным бизнесом и конкретными предприятиями. Итогом являются весьма качественные и значимые выпускные проекты.

К выездным занятиям можно также отнести стажировки, тренинги, курсы, которые организуются и проводятся за рубежом. Выбираются одни из лучших бизнес-школ, академий или университетов. Страны самые разные.

Год назад появился субботний формат программы МВА «Финансы». Программа охватывает все субботы в течение 18 месяцев, продолжительность занятий – 10 часов в день. Эта программа предназначена молодым менеджерам и предпринимателям, обучение на ней можно совмещать с занятиями в заочной магистратуре.

– Какие темы слушатели программ MBA и ЕMBA чаще выбирают для дипломных работ? Какие проблемы для них сегодня наиболее актуальны?

– Главный тренд – проекты, которые разрабатываются командами слушателей из трех-четырех человек. Это конкретные прагматичные проекты, решающие реальные проблемы реальных компаний. Они носят сквозной характер, их подготовка начинается чуть ли не с первых дней обучения.

Работу над выпускными проектами курируют не менее четырех преподавателей – научных консультантов, каждый из которых отвечает за свое направление. Среди консультантов непременно присутствуют специалисты по российскому учету и МСФО, стратегическому менеджменту, маркетингу, управлению персоналом, организационному поведению, операционному менеджменту. Возглавляют группы кураторов специалисты в области финансового менеджмента и корпоративных финансов.

Тематика проектов периодически меняется. Однако финансово-управленческая направленность явно преобладает, ведь любые стратегические устремления сопровождаются глубоким финансовым обоснованием на уровне использования новейших финансовых технологий и алгоритмов. Обязательными элементами выпускного проекта являются: описание ситуации на отраслевом рынке, которому он адресован, оценка его инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, а также комплексная диагностика компании и моделирование ее финансовой политики. И, конечно, предлагаются стратегические альтернативы развития бизнеса, дается прогноз роста по различным сценариям и обосновывается оптимальный путь с проработкой вариантов финансирования.

Есть более компактные проекты, посвященные оценке и управлению инвестиционными проектами, оценке процедур слияния и поглощения, организационным характеристикам компаний, эмиссионным кампаниям, SPO и IPO и пр.

Все больше появляется работ по оценке и измерению финансовых и кредитных рисков. В 2017 г. впервые ждем проекты по организации внутреннего контроля, по оценке и управлению рисками мошенничества.

– Что вы завтра ответите абитуриентам, если они спросят, есть ли, например, в ВШФМ РАНХиГС курс по криптовалютам?

– Мы готовимся, и довольно фундаментально, к серьезному разговору о криптовалютах и биткоине. Пока даем о них ознакомительную информацию во время мастер-классов, которые проводят известные «валютные» специалисты, преподающие на программах МВА и ЕМВА. А настоящий глубокий разговор, скорее всего, начнется в начале 2018 г. Готовят его представители известнейших компьютерных высокотехнологичных компаний – как правило, это наши выпускники.

Для нас важно, чтобы слушатели – а в основном это представители реального сектора экономики – были осведомлены в самых современных финансовых технологиях. Но все же главная задача, которую нашим слушателям важно решить, несколько иная – получить знания, которые позволят их компаниям жить за свой счет, и жить с высокой степенью эффективности.

– Аналогичный вопрос о проектном менеджменте. Насколько велик спрос на знания о гибких методологиях, Agile?

– Тема проектного менеджмента одна из тех, что наиболее хорошо у нас проработаны. У нас есть учебный модуль по управлению проектами, который ведет «специалист-оркестр», знающий очень много и обо всем. Его успех у аудитории феноменальный.

Однако нам этого не хватает. И в этом, думается, наше главное отличие от всех других программ МВА, в том числе зарубежных. Изначально мы поставили перед программами МВА и ЕМВА сложнейшую задачу: уйти в обучении на несколько степеней сложности вперед, иногда далеко вперед, и взяли за основу теорию и практику неоклассических корпоративных финансов. Применительно к проектному менеджменту данная позиция означает следующее. Общий разговор про проекты и проектное управление невозможен – и уже потому, что носит очевидно дилетантский характер и во многом напоминает широко применяемый не одно десятилетие программно-целевой метод, эффективность которого доказана годами.

Поэтому разговор про управление проектами дополняется в наших программах курсом «Инвестиционные решения и бюджетирование капитала», курсом и недельной деловой игрой «Оценка и управление инвестиционным проектом», курсом «Реальные опционы как метод повышения эффективности управления проектами» и, наконец, курсом «Оценка и измерение рисков проекта». А завершается разговор о проектах большими курсами, посвященными проектному финансированию и алгоритму оптимизации потребности компании в кредитных ресурсах.

– Насколько активно практикуются занятия в удаленном доступе?

– Дистанционное обучение в ВШФМ стоит на «трех китах». Первый — размещение базовых курсов на сайте РАНХиГС. Второй – организация и проведение тематических вебинаров: их сейчас уже более двух десятков. И третий: в систему обучения внедрена система электронного самотестирования и проверки знаний.

– Какие форматы предлагает Школа для повторного обучения выпускников (Post MBA)?

– Уже целый ряд лет мы используем такую концепцию. Наша программа PМВА – Professional MBA «Финансы» – состоит из двух частей. В первый год слушатели проходят курс, который называется «Школа финансового директора»: это комплект управленческо-финансовых дисциплин актуального назначения. А затем при желании они могут пройти еще один годичный курс, который называется МВА «Финансы»: это уже ярко выраженное управленческое образование с изучением техник лидерства, коммуникаций и стандартов качества менеджмента.

Другой вариант: слушатели программы МВА «Финансы» для молодых могут параллельно учиться в заочной магистратуре, например по риск-менеджменту. И, кроме того, есть ускоренная программа МВА, на которую могут поступить финансисты, прошедшие в ВШФМ программу профессиональной переподготовки продолжительностью в один год.

– Насколько широки и активны контакты с зарубежными партнерами?

– Природа и архитектоника партнерской сети ВШФМ дуалистична. С одной стороны, к партнерам ВШФМ правомерно причислить различного рода фонды, ассоциации, иные институциональные образования. Среди них ЕFMD, BMDA, ECCH, ACCA и ACIIA. С другой стороны, среди долгосрочных партнеров ВШФМ есть известные учебные заведения, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве. Среди них: Портсмутский университет из Великобритании, Немецкая академия менеджмента из Нижней Саксонии, бельгийская школа бизнеса Solvay Brussels School Economics and Management, Институт сертифицированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW). Кстати, ВШФМ обладает статусом главного партнера этого института.

Оригинал материала:
E-xecutive.ru: Как стать финансистом, мыслящим стратегически

1522
Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.