Коммуникация в социальных сетях: принципы безопасного речевого взаимодействия / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Коммуникация в социальных сетях: принципы безопасного речевого взаимодействия

Современное общество существует сразу в двух параллельных пространствах – реальном и виртуальном. Общаясь в социальных сетях, пользователи часто сталкиваются с нарушением поведенческих, речевых и языковых норм, а также культуры коммуникации, поэтому в настоящее время актуальным является вопрос разработки определенных механизмов, которые позволили бы в долгосрочной перспективе повысить уровень информационно-коммуникативной культуры пользователей социальных сетей. А пока в этой статье мы расскажем о том, как минимизировать негативные эффекты общения в социальных сетях.

В течение последних 15 лет социальные сети существуют параллельно с реальностью каждого человека. Сегодня онлайн-среда стала полноправным пространством бытия людей, включая характерные для любого социума особенности: собственный уровень культуры, моральных ценностей, нравственных установок, правил поведения. При этом интернет-среда предоставляет совершенно новые возможности для аудитории.

Пользователи глобальной сети не просто потребляют предоставляемый им контент, как это было во времена информационного главенства профессиональных средств массовой информации, но и сами его формируют благодаря значительному числу всевозможных сервисов.

Это происходит при помощи создания различных постов, записей, публикаций, аудио- и видеоматериалов, прежде всего, в социальных сетях. Иными словами, пространство социальных сетей, как определенный социум виртуальной реальности, напрямую зависит от самих пользователей, от их коммуникативных характеристик, формирующих общую культуру виртуального сообщества. Однако пользователи зачастую пренебрегают правилами коммуникативной безопасности в процессе общения. Причиной тому является пренебрежение правилами информационно-коммуникативной культуры в процессе онлайн-общения.

Сегодня в новой коммуникационной среде происходит чрезмерное насыщение информационно-коммуникативного пространства различными технологиями, что инициирует появление новых артефактов и паттернов, которые не получают достаточного временного «зазора» в культуре личности и общества для их перехода из новаций в традиции. Это способствует усилению мозаичности культуры, что позволяет ученым, с одной стороны, рассматривать ее как форму продвижения в сторону культурного разнообразия, с другой – обнаруживать ее негативное влияние на безопасность коммуникации.

Изучая информационно-коммуникативную культуру наиболее популярной в России социальной сети «ВКонтакте», автор статьи выделил основные проблемные моменты, которые негативно влияют на безопасность коммуникации в сети.

Во-первых, в социальных сетях в процессе коммуникации пользователи сталкиваются с нарушением общепринятой культуры коммуникации, что зависит как от особенностей функционирования социальных медиа в целом, так и от каждого пользователя: троллинг, сознательно неверное толкование фраз собеседника, отсутствие ответов как на личные сообщения, так и на публично размещенные записи, непринятие собеседником чужих мнений, переход на личности и т.д.

Главным проблемным моментом социальных сетей, с точки зрения коммуникации, является высокая степень речевой агрессии.

Речевая агрессия проявляется на нескольких уровнях: на ментальном (деформация базовых понятий, ценностей, лежащих в основе любой культуры) и на речевом (пользователи демонстрируют нетолерантное отношение к собеседнику, игнорируют этические, языковые нормы, а по сути, навязывают свои негласно принятые агрессивные формы общения). Поэтому в качестве нарушения культуры коммуникации можно отметить многочисленные опасности самого различного характера, обусловленные некритичным восприятием информации: начиная от выбора стратегии поведения в определенной жизненной ситуации и заканчивая принятием поведенческих и нравственных эталонов.

Во-вторых, общаясь в социальной сети, пользователь может столкнуться с нарушением законодательных норм. Преступления в социальных сетях можно разделить на две группы: осознанные и неосознанные. К первым относятся любые умышленные нарушения закона, когда социальная сеть является средством для достижения противоправной цели. Например, мошенничество, когда у людей обманом получают данные кредитных карт с целью хищения денег, размещение порочащей честь информации и т.д. Неосознанными правонарушениями в социальных сетях являются те нарушения, когда пользователи не осознают всю важность соблюдения общественных норм в Интернете. Например, репост (распространение) экстремистской или порнографической информации, оскорбление, нарушение авторских прав. При этом пользователи действуют, не осознавая последствий, не понимая, что любая выложенная ими информация становится общедоступной, а потому может носить общественно опасный характер или нарушать чужие права и интересы.

Сегодня не существует отдельных законодательных актов, регламентирующих пространство социальных сетей, но есть нормы закона, применимые для квалификации правонарушений в соцсетях. Например, отдельные статьи из Кодекса об административных правонарушениях РФ: массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов; оскорбление. А Уголовный кодекс РФ может повлечь ответственность за клевету, незаконные изготовление и оборот порнографических материалов и т.п.

Расследованием противоправных деяний в социальных сетях занимается Управление «К» (подразделение полиции, которое расследует преступления в Интернете). Целью работы управления является, кроме наказания виновных, создание комплекса профилактических мер. Сегодня нельзя разграничивать реальную жизнь и интернет-пространство, потому что противоправное действие в настоящее время – это не только то, которое совершено в реальности, но и в виртуальном пространстве.

В-третьих, пользователи социальных сетей постоянно сталкиваются с рядом проблем этического характера, стоящих на грани с законом, например, обнародование собеседником личной переписки, то есть вторжение постороннего лица в личную жизнь пользователей, разжигание розни между различными группами населения, жесткое обращение с детьми и животными, описание подробностей убийств и насилия, публичное осуждение определенных категорий людей, излишняя информация порнографического и эротического характера, стремление к идеализации и превосходству определенных категорий населения, характеризующихся различными признаками и т.д. Нарушение этических норм идет как на уровне вторжения в частную жизнь и эмоционально-психологическому воздействию на аудиторию, так и со стороны формирования неверных ценностных ориентиров.

В пространстве социальных сетей пользователи зачастую демонстрируют пренебрежительное отношение к нормам языка, таким образом, прибегая к использованию нецензурной лексики, отсутствию информативности текстов.

Идеальная речевая ситуация подразумевает неукоснительное следование всем принципам культуры общения. Однако большинство пользователей крайне мало озабочены наличием в текстах социальных сетей нецензурной лексики, жаргонизмов, сленга, огромного числа грамматических ошибок и т.д.

Итак, в настоящее время в социальных сетях существуют разнообразные угрозы коммуникативной безопасности. Социальная сеть «ВКонтакте» является практически неконтролируемым интернет-ресурсом с неограниченными возможностями распространения информации и разнообразием форм общения.

Только знание основных проблемных моментов внутри информационно-коммуникативной культуры социальных сетей позволит пользователям выработать определенные механизмы защиты от негативного воздействия онлайн-среды. Но какие методы (педагогические, законодательные, этические и т.д.), кроме саморегулирования, могут быть также эффективны, на данный момент сказать однозначно невозможно.

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.