«Меркурий» продолжает выявлять фантомные организации в молочной промышленности региона / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

«Меркурий» продолжает выявлять фантомные организации в молочной промышленности региона

«Меркурий» продолжает выявлять фантомные организации в молочной промышленности региона

Комментарий кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС Сергея Воробьева.

Что такое система «Меркурий»?

Введение Федеральной государственной информационной системы «Меркурий» частично началось с первого июля 2018 г. Она предназначена для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории Российской Федерации в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности.

ФГИС «Меркурий» фиксирует информацию обо всех этапах «движения» продовольственной продукции растительного и животного происхождения, в том числе молочной, от получения сырья непосредственно в сельском хозяйстве, до ее продажи конечным потребителям. На каждом этапе оформляется отдельный сертификат и в итоге «накапливается» цепочка электронных документов, по которым можно узнать о продукции все.

Все компании и ИП, деятельность которых связана с оборотом подконтрольной продукции, должны регистрироваться в системе для оформления ветеринарных справок.

К таким компаниям относятся: со стороны сельского хозяйства, производителей готовой продукции - рыбные и мясные фермы, мясокомбинаты, птицефабрики, производители молочной продукции; со стороны посредников - дистрибьюторы, транспортные компании; со стороны торговых организаций - торговые точки.

С полным перечнем подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (далее – ВСД) можно ознакомиться в приказе Минсельхоза РФ № 249 от 27.06.2018 г.

– Каким образом осуществляется мониторинг рынка молочной продукции?

Для постоянного мониторинга ветеринарной сертификации в каждом территориальном управлении Россельхознадзора (для нашего региона это Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай) созданы аналитические «мониторинговые группы», которые как раз и занимаются мониторингом поступления сырья и перемещения продукции по производственным площадкам предприятий.

– Заинтересованы ли участники рынка молочной продукции в ее электронной сертификации?

Сложно сказать за всех участников рынка, но однозначно можно говорить о том, что система позволяет сделать молочный рынок более прозрачным. Сертификация невыгодна, прежде всего, тем организациям и ИП, которые формировали «серый оборот» продукции. Организация незаконного оборота продукции наносит урон государству (недополучение налогов), делает неконкурентоспособным производство молока и молочной продукции, в предприятиях с «белыми» схемами товародвижения, усиливает их репутационные риски, поскольку при проверках ветеринарных сопроводительных документов выявлялись случаи подмены в документах информации о производителе.

Примером возникновения репутационных рисков на уровне региона является информация Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о незаконном подключении уполномоченного лица ООО «АКВА» (май 2020 г.) к производственной площадке ООО «Кипринский маслосырзавод», внесении им информации в системе «Меркурий» о производстве масла, сыра общим весом более 13,6 тонн из произведенного на маслосырзаводе пастеризованного молока.

Поскольку сырье в ООО «АКВА» поступило в сопровождении ветеринарного свидетельства на бумажном носителе, а объем использованного сырья не соответствовал количеству готовой продукции в несколько раз, то представители мониторинговой группы Управления сделали запрос в ООО «Кипринский маслосырзавод», ответ на который позволил выявить отсутствие как поставок сырья, так и непосредственно договорных отношения маслосырзавода и ООО «АКВА».

На основании установленных фактов производственная площадка ООО «АКВА» была признана предприятием-фантомом, регистрация уполномоченного лица в системе «Ветис.Паспорт» аннулирована. Сама площадка, не являющаяся местом производственной деятельности юридического лица, исключена из ФГИС «Цербер». Таким образом, исключена возможность оформления документов на новые партии небезопасной продукции. Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в адрес получателей небезопасной продукции незамедлительно была направлена информация об изъятии ее из оборота. Информация по фактам нарушений направлена в МВД России по Алтайскому краю.

– Заинтересованы ли потребители в электронной сертификации молочной продукции?

Безусловно, заинтересованы, причем даже в большей степени, поскольку они, будучи конечными потребителями фальсифицированной продукции, несут больше всего рисков, поскольку в состав продукта могут входить либо незадекларированные пищевые и непищевые ингредиенты, либо консерванты, антиокислители, ароматизаторы в объемах, превышающих предельно допустимые концентрации.

В отдельных регионах ФГИС «Меркурий» позволил пресечь реализацию по государственным контрактам фальсифицированной растительными жирами молочной продукции в организации социальной сферы экономики (детские сады, школы, интернаты, медицинские организации и т.д.). Кроме того, может быть осуществлена подмена сырья или самого продукта с заявленного на менее качественные. Продажа молочной продукции может осуществляться с истекшим сроком или с еще не наступившей датой выработки.

В настоящее время ФГИС «Меркурий» является, по сути, единственным инструментом, позволяющим в ближайшие годы организовать нормальный статистический учет объемов производства и движения молока, молочной продукции, а также создать условия формирования механизма защиты потребителей путем оперативного пресечения движению подделок и суррогатов.

– Какие основные «серые» схемы позволяет выявить ФГИС «Меркурий» на рынке молочной продукции?

Сложно говорить о схемах, но выявляются они на основе мониторинга правильности, своевременности оформления электронных ветеринарных сопроводительных документов (ВСД). К наиболее частым ошибкам относят:

  • оформление документов на продукцию с истекшим сроком годности;
  • оформление документов с предприятий-фантомов, не осуществляющих деятельность по месту оформления документов. С начала года в результате анализа ФГИС «Меркурий» Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай выявлено 28 подобных фантомных площадок;
  • оформление производственных и исходящих документов на продукцию без учета сырья (в ходе анализа ЭВСД мониторинговыми группами территориальных управлений Россельхознадзора «ставится под сомнение» деятельность предприятий, которые либо выпускают готовую продукцию, по объемам более, чем в 2 раза превышающие объемы поступающего сырья либо производят молочную продукцию без покупки молока вообще;
  • ввод в оборот товара без учета электронных документов через функцию «инвентаризация»;
  • негашение и несвоевременное гашение электронных ВСД.

В случае выявления «несоответствий» территориальные управления Россельхознадзора организуют внеплановые проверки, результаты которых периодически размещают на своих официальных сайтах.

Несмотря на достаточно большое количество выявленных предприятий-фантомов как в Алтайском крае, так и в других регионах России, можно свидетельствовать о достаточно успешном опыте функционирования системы «Меркурий», позволяющем повысить степень удовлетворения интересов потребителей в качественной продукции, производителей и переработчиков в формировании добросовестной конкуренции на рынке, а также создать условия формирования экспортного потенциала рынка молочной продукции.

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.