Мишустин объявил о реформе системы высшего образования / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Мишустин объявил о реформе системы высшего образования

Мишустин объявил о реформе системы высшего образования

По итогам поездки в Университет им. Канта в Калининграде премьер-министр Михаил Мишустин принял решение внести изменения в нормативы использования сетевых программ в вузах. Иными словами, теперь диплом выпускника станет куда весомей, в нем появится больше информации о программе обучения студента. 

Во время визита в Балтийский федеральный университет (им. Канта) студентка этого вуза Анна Бугаева спросила руководителя кабмина о том, почему, фактически обучаясь в трех вузах, она получит диплом с указанием только одного университета. И практика в ведущих научных лабораториях ей тоже не зачтется в итоговой аттестации. А поскольку сетевое обучение набирает силу в системе высшего и среднего образования, Михаил Мишустин поручил Минобрнауки «навести нормативный порядок в сфере вузовского образования в части использования сетевых программ» до апреля 2022 года. Речь идет не только о дальнейшем внедрении сетевых программ – такой план уже утвержден по поручению президента. Но отныне — и о возможности для студентов получать диплом с указанием всех вузов, которые принимали участие в сетевой программе.

Сетевые программы – недавно принятая модель образования. Суть ее в том, что вузы заключают соглашение друг с другом об обмене знаниями и студентами, обычно в «сеть» объединяются от двух до пяти университетов. Студентам при этом можно «добирать» предметы и компетенции в других вузах, а также пользоваться лабораторными и проектными мощностями не только родных универов, но и их компаний-партнеров. Это хорошая возможность расширить качество и спектр своих знаний, особенно в пандемию, когда большинство вузов функционируют дистанционно. Сетевые программы действительно новое слово в обучении, и Россия идет в ногу со всем миром.

Еще в 1990-х гг. профессор Гарварда Эрик Мазур разработал методику обучения Peer instruction. И хотя изначально этот метод был направлен на обучение взрослых, подходит он и студентам, и старшеклассникам. Суть в том, что обучение становится интерактивным, коммуникативным, в нем есть элемент соревновательности и много самообразования. Это семинары, обсуждения, проекты, «мгновенное тестирование» и прочее. Сетевая модель расширяет эту модель, выходя за рамки одного учебного заведения. Конечно, это актуальнее всего для вузов сегодня, потому что современный магистр или бакалавр должен знать и уметь очень много

рассказывает преподаватель физики в частной школе Павел Вермер

Похожие методы сотрудничества уже давно практикуют МГУ, ВШЭ, РАНХиГС и др. Причем «дружат» и обмениваются студентами они не только друг с другом, но и с ведущими университетами мира уровня того же Гарварда, Кембриджа и Сорбонны. Но сейчас речь о том, чтобы ввести сетевые взаимодействия в систему по всей стране. В этом году сетевые программы внедрили у себя 9 университетов и один колледж. В «сеть» объединились Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Дальневосточный федеральный университет по программам «Кораблестроение и техническая эксплуатация судов» (бакалавриат) и программам «Проектирование, конструкция и техническая эксплуатация судов и объектов океанотехники» и нескольким другим (магистратура). Кроме корабелов объединились ракетчики: программа «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» соединила Амурский госуниверситет с Московским авиационным институтом (МАИ). Также в МАИ совместно с Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления будет осуществляться подготовка студентов по специальности «Самолето- и вертолетостроение». 

Пока вузы только нащупывают наиболее эффективные механизмы взаимодействия. Например, одно из самых крупных на сегодняшний день сетевых объединений вузов: Казанский федеральный университет, Северный Арктический федеральный, Северо-Кавказский и Балтийский университеты разработали разные методы такого сотрудничества. Не только горизонтальные, с обменом студентов, но и партнерские, когда вузы меняются своими программами и наработками. И есть еще модель ресурсного центра, в которой один вуз выступает базой, ядром для сотрудничества, а другие интегрируются в университет, обладающий наибольшим материальным и кадровым потенциалом. На пути многих начинаний стоят устаревшие нормативы обучения (ФГОСы). Поэтому сейчас, когда сетевое обучение уже существует, очень важно обновить и нормативную базу, в частности стандарты формирования дипломов в бакалавриате и магистратуре. Пока что у нас действует правило «один вуз – один диплом», и оно должно поменяться.

Фото: Наталия Губернаторова

Источник: сайт газеты «Московский комсомолец»

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.