Психо-социальный стресс в образовательной среде в условиях пандемии / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Психо-социальный стресс в образовательной среде в условиях пандемии

Психо-социальный стресс в образовательной среде в условиях пандемии

Особенности психо-социального стресса в образовательной среде в условиях пандемии COVID-19 проанализировал наш эксперт, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС Михаил Яценко.

Хронический стресс

Основным фактором вызывающим стрессовую реакцию у живых организмов являются ситуации связанные с неопределенностью и неизвестностью. Однако стресс представляет собой неспецифический адаптационный синдром, то есть набор врожденных реакций организма, которые позволяют преодолеть неблагоприятные условия и сохранить жизнеспособность. Проблемы возникают в том случае, если стрессовая ситуация становиться неуправляемой, неконтролируемой и переходит в хроническую форму. Хронический неконтролируемый стресс может возникнуть, если в текущей жизненной ситуации присутствует одно или несколько событий:

– невозможность приспособиться к воздействию;

– невозможность избежать воздействия или избавиться от него;

– невозможность предсказать начало и конец воздействия.

На фоне неконтролируемого стресса утрачивается способность к усвоению новых знаний и опыта, ухудшается возможность применения уже полученных навыков, нарушается структура сна, ослабляется иммунитет, возникает агедония, т. е. теряется чувство удовольствия от традиционных  привычек, например от вкусной еды. Данные симптомы могут указывать о формировании у человека депрессивного состояния.

Пандемия и высшее образование

В текущих условиях, на фоне пандемии коронавируса, в состоянии неопределенности и неконтролируемости ситуации оказалось все человеческое общество и его социальные институты, поскольку ранее не приходилось сталкиваться подобными масштабами эпидемии, с такой  скоротечностью развития и усугубления ситуации. Неблагоприятные тенденции, порождаемые пандемией, оказались существенным стрессором и для системы высшего образования. Так, согласно данным аналитического доклада «Высшее образование: уроки пандемии. Оперативные и стратегические меры по развитию системы», в студенческой среде получили распространение следующие проблемы:

- сложно сосредоточиться при самостоятельном изучении материала;

- сложно учиться в домашней обстановке;

- сложнее задавать вопросы преподавателю;

- появляется чувство одиночества и изолированности.

Кроме того, за последнее время  увеличилось на количество жалоб на то, что студентам стало сложно удерживать внимание при просмотре видеолекций, сложно найти место для занятий, наблюдается нехватка общения с одногруппниками. Откладывать подготовку учебных заданий стали 40% студентов, наиболее эта проблема распространена среди первокурсников. Кроме того, у студентов наблюдается усиление специфической усталости и возрастание учебной нагрузки, обусловленное расширением доли самостоятельной работы. В условиях пандемии и изоляции, при депривации физической активности, вынужденном одиночестве, студенты могут испытывать такие симптомы как страх, паника, тревога, цинизм и отрицание. Наблюдаемая в данной ситуации накопившаяся профессиональная усталость, снижение мотивации преподавателей, возросшая нагрузка, вызванная резким увеличением доли онлайн-преподавания, обусловлены технической и технологической неготовностью к резко наступившим переменам, инертностью процесса преподавания находящегося в рамках образовательных стандартов.

Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Из приведенных выше фактов видно, что проблемы вызванные пандемией затрагивают основные составляющие этого понятия. Эксперты Всемирной организации здравоохранения выявили соотношение факторов определяющих здоровье. На основе этих данных Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях: «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила соотношение факторов влияющих на здоровье в условиях нашей страны:

- условия и образ жизни людей - 50-55%;

- состояние окружающей среды - 20-25%;

- генетические факторы - 15-20%;

- медицинское обеспечение - 10-15%.

Таким образом, ухудшение данных показателей может быть обусловлено тем, что адаптация к стрессорным воздействиям пандемии вызвана тем, что они затрагивают самую существенно влияющую на здоровье долю факторов – условия и образ жизни. То есть, стрессовое состояние студентов и преподавателей объясняется изменениями затрагивающими образ жизни человека, который складывается годами и, соответственно, меняется с большим трудом. Усугубляет ситуацию неопределенность, отсутствие знаний о развитии пандемии и жизненных перспективах. На этом фоне актуализируется потребность психологической помощи и поддержке.

Способы защиты

Существуют биологические способы защиты от депрессивных состояний, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Они основаны на физиологических, биохимических и эндокринных процессах, которые протекают в нашем организме в условиях стрессового состояния. Описать принцип их действия можно известной поговоркой – «Клин вышибают клином». Дело в том, что во время стресса наш организм вырабатывает известные всем гормоны – адреналин, норадреналин и кортизол. Однако, кроме этого выделяются так называемые эндорфины, физиологическое действие которых – повышение болевого порога, т.е. обезболивание. Но, эндорфины обладают ещё и психотропным эффектом – они повышают наше настроение. Поэтому находясь в условиях неконтролируемого, хронического стресса вызванного работой или учебой, надо создать контролируемую и управляемую ситуацию, которая увеличит выработку эндорфинов.

Самый доступный способ – мышечная работа, которая воспринимается нашим организмом как стресс. Механизм антидепрессивного действия этого способа заключается в увеличение секреции эндорфинов. Однако, чтобы добиться данного эффекта, мышечная нагрузка должна быть значительной, заметно превосходящей обычную для человека, ведущего сидячий образ жизни. Например, лечение депрессии бегом применялось даже античными врачами. Кроме того, их выброс происходит и при рискованном поведении, например, качели и американские горки и т.д., популярные во всем мире. В этом случае мы тоже испытываем стресс, но контролируемый. Можно добавить к этому списку посещение парной или сауны, закаливание и т.д. 

Другой способ – это груминг, который мы применяем очень часто в нашей жизни, даже не задумываясь об этом. Груминг  - это  стресс-протективная смещенная активность, то есть чистка тела, почесывание, и т. п., когда они являются не гигиенической процедурой, а смещенной активностью. Смещенная активность – это реакция, которая возникает в тех ситуациях, когда человек озадачен изменениями во внешней среде и решение еще не принято. Груминг, в первую очередь головы, например, когда человек поправляет прическу или почесывает в затылке, стимулирует секрецию эндогенных опиатов, а также других гормонов – окситоцина и АКТГ, которые, вызывают приятное состояние, снижают уровень тревоги, ослабляют стрессовую реакцию и улучшают самочувствие. Соответственно умывание, мытье головы и расчесывание волос поднимает нам настроение.

Фототерапия – метод лечения депрессии, который используется в клинической практике. Механизм действия этого метода заключается в том, что повышенная освещенность уменьшает секрецию мелатонина и увеличивает секрецию гормона гонадолиберина – естественного антидепрессанта. В результате депрессивное состояние ослабляется, если человек находится в освещенном помещении. Яркое освещение улучшает настроение и у здоровых людей и служит профилактикой депрессивных расстройств, поэтому осенью и зимой не стоит экономить на осветительных приборах.

Поведенческий способ. Для предотвращения пагубного влияния хронического социального неконтролируемого стресса возможно создание параллельных социальных групп. Потребность в социальной самоидентификации – основная потребность человека. Если человек постоянно терпит поражения при социальных конфликтах на работе или в учебе, то он может начать самоидентифицировать себя с другим сообществом, в котором он будет более успешен. Непрофессиональные увлечения, хобби – это не только механизм повышения надежности социальных связей человека, но и способ защиты от неконтролируемого социального стресса. Это должно быть некое сообщество, примкнув к которому человек не будет в нем испытывать постоянные поражения.

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.