Речевая агрессия в социальных сетях: что это такое и как ей противостоять? / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Речевая агрессия в социальных сетях: что это такое и как ей противостоять?

Речевая агрессия в социальных сетях: что это такое и как ей противостоять?

Что происходит с общением людей в условиях самоизоляции?

Потребность в общении – одна из ключевых для человека, поэтому мы стремимся восполнить ее любыми средствами. В настоящее время в условиях самоизоляции большинство населения взаимодействует с окружающим миром онлайн, это заметно по росту дневной посещаемости новостных сайтов, пабликов в социальных сетях – растет количество комментариев, усиливается диалогичность коммуникации. Если раньше пользователь просто читал новости, то теперь, когда свободного времени стало больше, он активно включается в процесс общения, высказывая свое мнение.

Неужели высказывать свое мнение в сети плохо?

Нет, не нужно думать, что выражение собственного мнения в сети – это плохо. Загвоздка заключается в том, что человек, не имея опыта коммуникации в сети, руководствуется теми же принципами общения, которые существуют в реальной коммуникации офлайн. В сети же информация воспринимается получателем иначе. Например, не поставленный в конце высказывания знак «)» (символ улыбки) начинает восприниматься как маркер речевой агрессии: фраза интерпретируется как серьезная, возможно, даже как «наезд» на собеседника. Я уже не говорю про набор текста заглавными буквами.

А чем общение в сети отличается от реального?

Надо понимать, что когда мы общаемся в сети, то мы не задействуем невербальный канал общения, который передает более 50% информации при непосредственном общении, мы не используем паравербалику (характеристики голоса, темп речи и проч.), остается только текст, который «разбавляется» смайликами и иногда медиаконтентом в виде картинок и мемов. При этом, публичное общение в сети происходит чаще всего с незнакомыми людьми. В реальности очень сложно представить себе ситуацию, в которой вы бы обсуждали ту или иную новость с незнакомцем. А в социальных сетях это сплошь и рядом.

Так почему же в социальных сетях пользователи ведут себя так агрессивно?

Действительно, речевой агрессии в социальных сетях очень много, и она выражается по-разному. Это обусловлено, на мой взгляд, несколькими причинами. Во-первых, «эфемерностью» последствий. В реальной жизни очень тяжело спорить с человеком, доказывать ему свою точку зрения, потому что мы понимаем, что это может ухудшить наши с ним отношения, что в конечном итоге приведет к конфликту, возможно, даже физическому. В сети легко добавить неугодного тебе собеседника в «черный список», прервав коммуникацию с ним. Во-вторых, это уже упомянутая выше нехватка средств для выражения мысли. Не каждый из рядовых пользователей, как это ни странно звучит, способен точно и доступно передать свою мысль другому человеку, отсюда возникает большое количество непонимания. В живой речи это компенсируется невербаликой и паравербаликой, а вот в интернет-общении все приходится выражать словами. В-третьих, это отсутствие навыков ведения аргументированной дискуссии у большинства пользователей. Спорить с кем-то конструктивно – это весьма не просто, поэтому многие дискуссии очень быстро переходят в иррациональное русло и в конечном итоге заканчиваются взаимными оскорблениями.

Что делать, если вас втянули в агрессивное общение?

Главное – сохранять спокойствие и не поддаваться оскорблениям со стороны собеседника или собеседников. Надо понимать, что конфликтогеном может выступить любая, даже самая безобидная фраза. Если у «агрессора» заканчиваются идеи по теме обсуждения, он может переходить на личности, начинать упрекать вас в слабом владении родным языком, комментировать фото в вашем профиле. Нужно оставлять все эти комментарии без внимания и первым прекратить общение. Не думайте, что вы побеждены, нет, вы – тот самый победитель, потому что сумели прекратить деструктивную коммуникацию.

Материал подготовил Артём Шмаков, кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии и социологии управления.

Благодарим Артёма Алексеевича за советы и напоминаем, что в рамках проекта #Учимся дома создан видеолекторий для всех желающих. Теперь не выходя из дома можно узнавать новое из истории, политологии, права, экономики и менеджмента. Там же доступны лекции Артёма Шмакова, посвященные теории коммуникаций. 

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.