Алтайский филиал РАНХиГС в рамках инклюзивного образования предоставляет следующие условия обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В 2016 году в Алтайском филиале РАНХиГС были приняты решением Ученого совета (Протокол № 10 от 23.06.2016 г.) и утверждены приказом директора от 01.08.2016 № 20-осн. «Положение об инклюзивном образовании в Алтайском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Алтайский филиал РАНХиГС)».

Приказом директора филиала (20/1-осн. от 02.08.2017 г.) создана комиссия по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на нем услуг, по результатам проверки составлены паспорта доступности для инвалидов учебного корпуса Алтайского филиала РАНХиГС. Приказом директора филиала от 15.09.2017 №20/1- осн. утверждена «Комплексная программа («дорожная карта») по повышению показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в Алтайский филиал РАНХиГС на 2016–2030 годы».

1. Нормативно-правовое обеспечение

Деятельность, направленная на обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Алтайском филиале РАНХиГС регулируется следующей нормативной базой:

1.1. Федеральным законом  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

1.3. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

1.4. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

1.5. Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья от 08.04.2014 г. АК – 44/05 вн.

1.6. Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования или образовательными стандартами Академии.

1.7. Уставом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС) и соответствующими локальными нормативными актами Академии и Филиала.

2. Термины, определения

2.1. Адаптационная дисциплина (модуль) – это элемент адаптированной образовательной программы высшего образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2.2. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа высшего образования, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.3. Безбарьерная архитектурная среда образовательной организации – архитектурная среда, обеспечивающая инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от происхождения, характера и серьезности их психофизических отличий, доступность прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания.

2.4. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

2.5. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

2.6. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

2.7. Лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лицо, имеющее физические и (или) психические недостатки, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

2.8. Недостаток – физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

2.9. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

2.10. Специальные условия для получения образования – условия обучения, воспитания и развития с ограниченными возможностями здоровья обучающихся, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа здания Алтайского филиала РАНХиГС и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

3. Основные виды деятельности по организации учебного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ

Обеспечение реализации права граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Сопровождение и организация обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Алтайском филиале РАНХиГС возложены на структурные подразделения и ответственные лица образовательной организации в соответствии со спецификой их деятельности: Отдел профориентационной работы и связи с общественностью, Приемная комиссия, Психологический центр, Учебно-методический отдел, Кафедры, Центр «Высшая школа государственного управления», Центр информационных систем и технологий, Библиотека, Отдел кадров и делопроизводства, Бухгалтерия, Юридический отдел.

Для реализации права на получение образования лица, имеющие инвалидность, должны представить в образовательное учреждение заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о том, что им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях. Алтайский филиал РАНХиГС создает возможности и осуществляет обучение для лиц с:

  • нарушениями слуха – глухих, слабослышащих, позднооглохших;
  • нарушениями зрения – слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
  • нарушениями речи – общим недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заиканием и иными нарушениями речи;
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • сложными дефектами, в том числе, слепоглухотой;
  • расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • соматическими заболеваниями;
  • иными нарушениями в развитии.

В Алтайском филиале РАНХиГС предусматриваются следующие организационные формы внедрения и реализации образования:

  • Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья, полное включение студентов с инвалидностью и с ОВЗ в среду общего образования без изменений в организации системы образования, т.е. в программах, методиках, планах обучения.
  • Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с инвалидностью и с ОВЗ связано с разработкой и внедрением индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ.
  • Дистанционное образование предполагает образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ и педагогических работников.

На сайте Алтайского филиала РАНХиГС создана альтернативная версия для слабовидящих и размещены условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Алтайском филиале РАНХиГС.

В Алтайском филиале РАНХиГС разработана и реализуется Центром «Высшая школа государственного управления» программа повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава «Инклюзивное образование в высшей школе», кроме того, заключен ряд договоров о сотрудничестве с профильными организациями (предоставление инвалидам при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение доступа на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика и д.р.)

Для обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ в Алтайском филиале РАНХиГС установлен особый порядок освоения дисциплины «физическая культура» на основании принципов здоровьесбережения и активной физической культуры – занятия адаптивной физкультурой проводятся преподавателями, имеющими соответствующую подготовку.

Учебно-методическое сопровождение осуществляется посредством контроля за графиком учебного процесса и выполнением аттестационных мероприятий, организацией индивидуальных консультаций, разработки индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения, обеспечена учебно-методическими материалами.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение включает оказание психологической поддержки. Социальное сопровождение обеспечивается за счет выделения инвалидам материальной помощи, стипендии, а также вовлечения их в студенческое самоуправление.

4. Безбарьерная архитектурная среда образовательной организации

Все сотрудники прошли инструктаж об основных формах и приемах работы с лицами с инвалидностью или с ОВЗ, работает служба тьюторов, при необходимости осуществляющая сопровождение всех категорий лиц с инвалидностью или с ОВЗ.

В Алтайском филиале РАНХиГС созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа и пребывания обучающихся (поступающих) с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в аудитории и иные помещения.

Проведена комплексная адаптация объекта для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На прилегающей территории оборудована площадка для парковки автомобиля инвалида. Входная группа оборудована пандусами, установлены поручни, нескользящее покрытие, кнопка вызова персонала. Имеется сменное кресло-коляска. Кроме того, имеется гусеничный лестничный подъемник «Барс», который предназначается для подъема и спуска по лестничным пролетам на колясках без снятия колес людей с ограниченными возможностями с сопровождающими.

Обеспечен доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, имеется специализированное помещение для собаки-поводыря.

Обеспечены пути движения обучающихся с нарушением органов зрения тактильными средствами, для обучающихся с нарушением слуха предусмотрена световая сигнализация об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

  • предусмотрены аудитории для проведения занятий, расположенные на первом этаже здания, с расширенными дверными проемами;
  • в учебных помещениях первые столы в ряду у окна и в среднем ряду выделены для обучающихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделены столы в ряду у дверного проема;
  • в большом актовом зале и читальном зале библиотеки оборудованы места с учетом доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
  • предусмотрены альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
  • оборудованы санитарно-гигиенические помещения с применением специального сантехнического оборудования (опорные поручни и т. д.);
  • обеспечены пути движения обучающихся с нарушением органов зрения тактильными средствами, для обучающихся с нарушением слуха предусмотрена световая сигнализация об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций.;

Сссылка на версию сайта для слабовидящих размещена на всех страницах сайта в верхнем правом углу.

Копии документов, содержащих сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 22.01.10.000.М.00025.04.18 от 12.04.2018 Положение об инклюзивном образовании в Алтайском филиале РАНХиГС Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования Приказ об организации обучения в Алтайском филиале РАНХиГС инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Приказ о создании комиссии по проведению обследования и паспортизации  объекта Алтайского филиала РАНХиГС Приказ об оказании инвалидам помощи при предоставлении им образовательных услуг Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию Положение об организации охраны здоровья обучающихся Заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности Договор об оказании услуг по медицинскому обслуживанию Договор об организации питания План мероприятий («Дорожная карта») Алтайского филиала РАНХиГС по повышению значений доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов
Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.