Условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Алтайский филиал РАНХиГС в рамках инклюзивного образования предоставляет следующие условия обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В 2016 году в Алтайском филиале РАНХиГС были приняты решением Ученого совета (Протокол №10 от 23.06.2016 г.) и утверждены приказом директора от 01.08.2016 №20-осн. «Положение об инклюзивном образовании в Алтайском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Алтайский филиал РАНХиГС)».

Приказом директора филиала (20/1-осн. от 02.08.2017 г.) создана комиссия по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на нем услуг, по результатам проверки составлены паспорта доступности для инвалидов учебного корпуса Алтайского филиала РАНХиГС. Приказом директора филиала от 15.09.2017 №20/1- осн. утверждена «Комплексная программа («дорожная карта») по повышению показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в Алтайский филиал РАНХиГС на 2016–2030 годы».

1. Нормативно-правовое обеспечение

Деятельность, направленная на обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Алтайском филиале РАНХиГС регулируется следующей нормативной базой

1.1. Федеральным законом  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

1.3. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

1.4. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

1.5. Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья от 08.04.2014 г. АК – 44/05 вн.

1.6. Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования или образовательными стандартами Академии.

1.7. Уставом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС) и соответствующими локальными нормативными актами Академии и Филиала.

2. Термины, определения:

2.1. Адаптационная дисциплина (модуль) – это элемент адаптированной образовательной программы высшего образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2.2. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа высшего образования, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.3. Безбарьерная архитектурная среда образовательной организации – архитектурная среда, обеспечивающая инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от происхождения, характера и серьезности их психофизических отличий, доступность прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания.

2.4. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

2.5. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

2.6. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

2.7. Лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лицо, имеющее физические и (или) психические недостатки, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

2.8. Недостаток – физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

2.9. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

2.10. Специальные условия для получения образования – условия обучения, воспитания и развития с ограниченными возможностями здоровья обучающихся, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа здания Алтайского филиала РАНХиГС и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

3. Основные виды деятельности по организации учебного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ

Обеспечение реализации права граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Сопровождение и организация обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Алтайском филиале РАНХиГС возложены на структурные подразделения и ответственные лица образовательной организации в соответствии со спецификой их деятельности: Отдел профориентационной работы и связи с общественностью, Приемная комиссия, Психологический центр, Учебно-методический отдел, Кафедры, Центр «Высшая школа государственного управления», Центр информационных систем и технологий, Библиотека, Отдел кадров и делопроизводства, Бухгалтерия, Юридический отдел.

Для реализации права на получение образования лица, имеющие инвалидность, должны представить в образовательное учреждение заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о том, что им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях. Алтайский филиал РАНХиГС создает возможности и осуществляет обучение для лиц с:

  • нарушениями слуха – глухих, слабослышащих, позднооглохших;
  • нарушениями зрения – слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
  • нарушениями речи – общим недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заиканием и иными нарушениями речи;
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • сложными дефектами, в том числе, слепоглухотой;
  • расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • соматическими заболеваниями;
  • иными нарушениями в развитии.

В Алтайском филиале РАНХиГС предусматриваются следующие организационные формы внедрения и реализации образования:

  • Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья, полное включение студентов с инвалидностью и с ОВЗ в среду общего образования без изменений в организации системы образования, т.е. в программах, методиках, планах обучения.
  • Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с инвалидностью и с ОВЗ связано с разработкой и внедрением индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ.
  • Дистанционное образование предполагает образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ и педагогических работников.

На сайте Алтайского филиала РАНХиГС создана альтернативная версия для слабовидящих и размещены условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Алтайском филиале РАНХиГС.

В Алтайском филиале РАНХиГС разработана и реализуется Центром «Высшая школа государственного управления» программа повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава «Инклюзивное образование в высшей школе», кроме того, заключен ряд договоров о сотрудничестве с профильными организациями (предоставление инвалидам при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение доступа на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика и д.р.)

Для обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ в Алтайском филиале РАНХиГС установлен особый порядок освоения дисциплины «физическая культура» на основании принципов здоровьесбережения и активной физической культуры – занятия адаптивной физкультурой проводятся преподавателями, имеющими соответствующую подготовку.

Учебно-методическое сопровождение осуществляется посредством контроля за графиком учебного процесса и выполнением аттестационных мероприятий, организацией индивидуальных консультаций, разработки индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения, обеспечена учебно-методическими материалами.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение включает оказание психологической поддержки. Социальное сопровождение обеспечивается за счет выделения инвалидам материальной помощи, стипендии, а также вовлечения их в студенческое самоуправление.

4. Безбарьерная архитектурная среда образовательной организации

Все сотрудники прошли инструктаж об основных формах и приемах работы с лицами с инвалидностью или с ОВЗ, работает служба тьюторов, при необходимости осуществляющая сопровождение всех категорий лиц с инвалидностью или с ОВЗ.

В Алтайском филиале РАНХиГС созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа и пребывания обучающихся (поступающих) с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в аудитории и иные помещения.

Проведена комплексная адаптация объекта для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На прилегающей территории оборудована площадка для парковки автомобиля инвалида. Входная группа оборудована пандусами, установлены поручни, нескользящее покрытие, кнопка вызова персонала. Имеется сменное кресло-коляска. Кроме того, имеется гусеничный лестничный подъемник «Барс», который предназначается для подъема и спуска по лестничным пролетам на колясках без снятия колес людей с ограниченными возможностями с сопровождающими.

Обеспечен доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, имеется специализированное помещение для собаки-поводыря.

Обеспечены пути движения обучающихся с нарушением органов зрения тактильными средствами, для обучающихся с нарушением слуха предусмотрена световая сигнализация об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов предусмотрены аудитории для проведения занятий, расположенные на первом этаже здания, с расширенными дверными проемами. В учебных помещениях первые столы в ряду у окна и в среднем ряду выделены для обучающихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделены столы в ряду у дверного проема. В большом актовом зале и читальном зале библиотеки оборудованы места с учетом доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Предусмотрены альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы).

Оборудованы санитарно-гигиенические помещения с применением специального сантехнического оборудования (опорные поручни и т. д.).

Обеспечены пути движения обучающихся с нарушением органов зрения тактильными средствами, для обучающихся с нарушением слуха предусмотрена световая сигнализация об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций.

Сссылка на версию сайта для слабовидящих размещена на всех страницах сайта в верхнем правом углу.

Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов

КОПИИ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ СВЕДЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Расписание занятий
Версия сайта для слабовидящих