Юрий Леонидович Бойко: «Чтобы стать профессионалом, нужно постоянно читать законы»

Юрий Леонидович Бойко, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики, известен студентам своими увлекательными историями из юридической практики. Историй у Юрия Леонидовича предостаточно, ведь он – ещё и полковник полиции. О мечтах, хобби и современных студентах  – в интервью проекта «Стиль жизни».

Не лётчик, но лучший следователь Барнаула

До армии я собирался стать лётчиком и готовился к поступлению в Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков, но медкомиссия не пропустила к поступлению. Предложили пойти служить в танкисты, а это меня не привлекало.

Юристом я решил стать после армии, в 1977 году. У меня появилось желание работать в милиции, расследовать уголовные дела. Именно расследовать, а не сидеть в засаде и задерживать преступников, заниматься их розыском.

В отделе кадров УВД Алтайского края мне посоветовали поступать в Волгоградскую высшую следственную школу, где я отучился 4 года и стал следователем Железнодорожного райотдела Барнаула. Правильность выбранного жизненного пути подтвердилась через полтора года после начала службы. По итогам года я стал лучшим следователем Барнаула.

Справедливый преподаватель и требования к студентам

Преподаю я уже 18 лет. Почему пошёл работать в вуз? Во-первых, появилось желание заняться наукой, защитить диссертацию. Во-вторых, мне всегда нравилось заниматься с молодёжью, передавать им  свой практический опыт.

В Алтайском филиале РАНХиГС я работаю уже три года. До этого я был начальником кафедры в БЮИ. 

Мне трудно судить, но не сказал бы, что я строгий преподаватель: скорее, справедливый. Коллеги говорят: жёсткий. Студенты обычно хвалят мои лекции, говорят, интересно рассказываю. Я считаю, что наша задача – научить каждого студента, дать ему знания и навыки. Студенты бывают разные. Кто-то понимает материал быстрее, кто-то медленнее. Некоторые воспринимают информацию только на практике. Как тут быть строгим? И, тем не менее, требования студенты должны соблюдать. Как и в других вузах, у нас есть поощрения для ребят – «автоматы».

Чтобы получить у меня «автомат», студент должен выполнить все требования учебной программы: контрольные, курсовые, два практикума по дисциплине «криминалистика». Один по криминалистической технике, где студенты проводят дактилоскопирование, осмотр боеприпасов, документов. Второй практикум – тактика. Студентам даётся фабула преступления. По ней они проводят различные следственные действия: осмотр места происшествия, допрос, назначение экспертизы, предъявление обвинения, избрание места пресечения.

Сложностей в преподавательской деятельности я не вижу. Конечно, когда только начинал работать в вузе, боялся выйти из-за кафедры и оторваться от листочка с текстом лекции. Удивлялся старшему коллеге, который читал лекцию, прогуливаясь между рядами. Сейчас мне ни листок, ни кафедра не нужны.

Примеры из практики и телефоны на лекциях

Из разделов криминалистики меня больше увлекает криминалистическая тактика. Наверное, потому, что этот раздел ближе всего к работе следователя.

По характеру я довольно молчаливый: обычно больше слушаю, чем говорю. Но, благодаря обширной практике в ОВД, могу многое рассказать, объясняя учебный материал на конкретных примерах из своих рабочих будней. Это всегда интересно аудитории: все сразу откладывают телефоны и начинают внимательно слушать.

Кстати о пользовании телефонами на занятиях: я это не запрещаю. Говорю студентам, что они могут просматривать там кодексы и другие правовые документы. Главное, чтобы запомнили прочитанное. А вот на экзамене пользоваться ничем нельзя: студент и чистый лист бумаги, больше ничего.

Ребятишки, а не студенты

Современные студенты, на мой взгляд, особо не отличаются от своих предшественников. Мы, может быть, были чуть дружнее.

Ещё отличие в том, что раньше не было разделения на бюджетное и платное обучение. Многим современным студентам, если они учатся платно, нужно, кроме учёбы, успевать ещё и зарабатывать деньги на обучение. Иногда приходит такой студент после ночной смены и засыпает на паре. Отправляю умыться холодной водой, взбодриться. Возвращаясь, он вновь включается в учебный процесс. К таким случаям нужно относиться с пониманием.

Помню, коллега из БЮИ как-то спросил: «Почему ты называешь студентов и курсантов ребятишками?». Я ответил, что ребята, придя в вуз, не перестали быть детьми, которых нужно заинтересовать учёбой. Я и своих детей так же учил: у меня и сын, и дочь – юристы. Всегда говорил им: «Даже если работа не нравится, нужно её исполнять, как следует, с песней и огоньком в глазах. Тогда и интерес проснётся».

Советское образование и юрист общего профиля

Студенческие годы были самыми счастливыми. В 2012 году, практически через 30 лет после окончания Волгоградской высшей следственной школы, я ездил на встречу выпускников. Это были незабываемые эмоции! Те добрые отношения, которые были между нами во времена студенчества, сохранились до сих пор. У нас достойный выпуск: несколько генералов, кандидаты наук, доктор наук, половина группы – полковники в отставке. Конечно, и преподаватели у нас были замечательные. Многие – ветераны Великой отечественной войны. Они не боялись показывать студентам практику расследования преступлений. Тому, чему учили меня, я стараюсь научить наших студентов.

На мой взгляд, сравнивать советскую систему образования с нынешней будет не совсем корректно. Советское образование было более профильным, узконаправленным. Нам даже этику и философию преподавали с уклоном на специальность следователя. Сейчас мы выпускаем юриста общего профиля и не знаем, какую сферу деятельности он выберет. Главная задача преподавателя юридического факультета сегодня – заложить в голову бакалавра общие юридические знания. А вот магистерские знания, на мой взгляд, уже должны быть узкоспециализированными.

Есть ли люди, которым противопоказано быть юристом? Конечно, да! Это те, кто недобросовестен, корыстен, коррумпирован, те, кто склонен к совершению преступлений. Ведь по ним будут судить о правоохранительных органах и юристах! 

«Суперсила» и Ганс Гросс

Если бы можно было выбрать себе «суперсилу», я попросил бы терпение. В жизни возникает много сложных ситуаций, с которыми справиться можно только с помощью терпения и мудрости. Есть такая старая сказка: человек спас змею, а она его за это захотела укусить. Мораль сказки в том, что за добро нужно платить добром, а за зло – только справедливостью.

Если бы можно было встретиться с известным человеком, я бы пообщался с австрийским юристом Гансом Гроссом. Ему мы обязаны появлению криминалистики. Думаю, он стал бы для меня интересным собеседником, мы нашли бы, о чём поговорить.

Собаки, детективы и хобби

Когда закончу преподавать и уйду на заслуженный отдых, займусь долгожданным хобби. У меня накоплено много личных профессиональных историй – заготовок для рассказов. Ещё найдётся время на любимых собак: дома меня ждут хаски и карликовый пудель.

Люблю смотреть детективы, в них много интересного и познавательного. Удивляюсь, когда на поточной лекции привожу студентам-юристам пример из «Место встречи изменить нельзя». А из 120 человек только один видел фильм. Это плохо: нужно смотреть классику, где отражена реальность нашей профессии. И в некоторых современных сериалах показывают жестокую правду «милицейской» жизни: например, в «Улицах разбитых фонарей», «Ментовских войнах».

Люблю читать исторические книги, но редко находится время. В основном, любимыми делами занимаюсь рано утром. Я по биоритму жаворонок, поэтому часто встаю в 3 часа ночи. Я и диссертацию так писал, по ночам.

Повод для гордости

Моя самая большая гордость – это внуки. Внучке 3 года, внуку – 4. Многие говорят, что по характеру они похожи на меня. Горжусь тем, что выполнил жизненную «программу»: посадил дерево, построил дом и вырастил сына.

Пожелания студентам

Хочу пожелать студентам, чтобы они стремились получать знания и умели применить их в профессиональной деятельности. Чтобы стать хорошим специалистом с широким профессиональным кругозором, нужно постоянно читать, работать с законодательством. Главное – уметь слушать людей и иметь собственное суждение об обстоятельствах рассматриваемого события.

Расписание занятий
Версия сайта для слабовидящих