Кадровику и работодателю на заметку: новшества по премиям, поправки в закон о персональных данных и усиление роли социального партнерства

Комментирует изменения Наталья Минкина, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права Алтайского филиала РАНХиГС.
Ранее мы комментировали цикл изменений трудового законодательства Российской Федерации, который вступит в силу с 1 сентября. Как и ожидалось, продолжается совершенствование законов с целью их применения в жизни с началом предстоящей осени (с учетом времени на информирование население и подготовку к реализации ряда новелл).
Новые законодательные требования к премированию работников
Федеральным законом от 07.06.2025 № 144-ФЗ: ст. 135 Трудового кодекса дополнена новой третей частью. Следует сказать о том, что данное изменение для взаимодействия работодателей и работников имеет принципиальный характер и основано на постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2023 № 32-П, где была упомянута необходимость изменений во избежание произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, без учета количества и качества затраченного труда.
Новой нормой закреплено два следующих важных момента.
Во-первых, система премирования у работодателей (а именно: виды премий и их размеры, сроки, основания и условия выплаты премий работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия у работника дисциплинарного взыскания и других показателей) определяется коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Причем, используемая законодательная техника свидетельствует о том, что наличие такого отдельного акта (к примеру, Положение о премировании работников в организации), если нет заключенного коллективного договора (соглашения), по сути, будет являться обязательным. И такой локальный акт принимается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 кодекса.
Во-вторых, теперь можно предусмотреть условие о том, что снижение размера премии работнику в связи с применением к нему дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка осуществляется в отношении только тех входящих в состав заработной платы работника премий, которые начисляются за период, в котором к работнику было применено соответствующее дисциплинарное взыскание. При этом размер такого снижения премии не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов. Тем самым, законодатель предусмотрел сразу две государственные гарантии в области оплаты труда и привел ст. 135 кодифицированного акта о труде в соответствие с положениями Основного закона страны.
Изменения по обработке персональных данных
Особое внимание работодателей следует обратить на то, что, если раньше по практике Роскомнадзора допускалось, что согласие работника может быть оформлено как в виде отдельного документа, так и закреплено в тексте трудового договора и отвечать требованиям, предъявляемым к содержанию согласия, согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». И практика складывалась по-разному в этом вопросе. С 1 сентября на основании Федерального закона от 24.06.2025 № 156-ФЗ: вступает в силу новая редакция ст. 9 Федерального закона «О персональных данных», где установлено следующее: «Согласие на обработку персональных данных должно быть оформлено отдельно от иных информации и (или) документов, которые подтверждает и (или) подписывает субъект персональных данных».
Повышается значимость деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений трудно переоценить, особенно в направлении обеспечения социального партнерства в стране согласно ст. 75.1 Конституции России. В этой связи на основании Федерального закона от 07.06.2025 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» фактически расширяется и уточняется функция названной комиссии. Так, со вступлением данного закона в силу – с 1 сентября подверглись изменениям ст.ст. 100, 244, 265, 282 и 333 Трудового кодекса.
Речь идет от том, что отдельные, прямо установленные законом, вопросы будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
К таким вопросам кодексом отнесено следующее:
- особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта и других работников, имеющих особый характер работы (ст. 100);
- перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности работников (ст. 244);
- перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей для них (ст. 265);
- особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников, например, для педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры (ст. 282);
- в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, порядок определения и оплаты учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также случаи, порядок и условия выполнения педагогическими работниками наряду с работой, определенной трудовым договором, с их письменного согласия дополнительной работы, в том числе условия ее оплаты (ст. 333 кодекса).
Итак, законодательные трансформации продолжаются, и это закономерно приведет к изменениям в правоприменительной деятельности. Знания об этом актуальны не только для юристов и кадровиков, но и работодателей, работников и их представителей. Следует понимать тенденции модернизации трудового законодательства Российской Федерации и не упустить принципиально важные изменения в трудовой жизни.