Кадровику и работодателю на заметку: трудоправовые изменения накануне нового года и c 2026 года
В декабре Государственная Дума отклонила проект нового Трудового кодекса. В связи с этим стало понятным, что трудовое законодательство будет меняться в прежнем режиме – по необходимости и по отдельным вопросам. В настоящее время известны изменения в области социально-трудовых отношений в завершение календарного года. Кроме традиционного повышения МРОТ и вступления в силу регионального соглашения социального партнерства, вводится новый Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, внедряется корпоративный демографический стандарт, появится новое основание для прекращения трудового договора с иностранным работником и др. Дайджест отдельных новшеств в сфере труда представит Наталья Минкина, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой частного права Алтайского филиала Президентской академии.
Что уже нужно учесть?
С 22 декабря произошло снижение ключевой ставки Центрального Банка России, согласно Информационного сообщения Банка России от 19 декабря: новый ее показатель составил 16,00%. С октября 2024 года наблюдается последовательное снижение ключевой ставки. Как известно, она имеет решающее значение при исчислении суммы денежной компенсации за задержку заработной платы, отпускных и других выплат работникам. Так, согласно ст. 236 Трудового кодекса, размер такой компенсации не может быть ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Следующее заседание по изменению ключевой ставки планируется в феврале 2026 года.
Также важно отметить, что на основании постановления Конституционного Суда от 15 декабря 2025 года № 44-П: ст. 236 Трудового кодекса по выплате денежной компенсации толкуется расширительно, то есть применяется в случаях начисления на присужденную компенсацию морального вреда при несчастном случае на производстве. Речь идет о ситуациях, когда решение суда о выплате компенсации не исполнено, и, тем самым, работник незаконно лишен причитающихся ему денежных средств. Тогда он вправе требовать на неоплаченную ему социальную выплату денежную компенсацию, установленную ст. 236 кодекса. Как видно, в очередной раз Конституционный Суд дает важное разъяснение конституционно-правового смысла нормы, тем самым, меняя вектор соответствующей судебной практики.
Готовимся к 2026 году и актуализируем локальные акты
С 1 января вводится в действие новый Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Он пришел на смену классификатору, применяемому в стране около 30 лет. За столь продолжительное время очевидна необходимость его актуализации и приведения в соответствие с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС), Единым квалификационным справочником (ЕКС), утвержденными и действующими профессиональными стандартами и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими квалификационные требования. Общий принцип нового классификатора сохранен и включает в себя два ключевых раздела: «Профессии рабочих» и «Должности служащих», но теперь уже с 6-значными кодами профессий (ранее использовались 5-значные). Причем обширный перечень должностей дополнен позициями с современными профессиями, а часть из них, устаревших и повторяющихся в акте, вовсе из него исключены.
Важно понимать, что упомянутый документ носит важный практикоориентированный характер, в соответствии с ним, а также ЕТКС, ЕКС и профессиональными стандартами формулируются наименования должностей в штатных расписаниях (ст. 57 Трудового кодекса), трудовых договорах и иной кадровой документации. Кроме того, перечисленные акты, включая общероссийский классификатор, используются для идентификации должностей и профессий по Спискам № 1 и № 2 для назначения досрочной пенсии за работу во вредных и опасных условиях труда. Последним должны руководствоваться работодатели в обязательном порядке, корректно фиксируя наименования должностей и профессий согласно указанным Спискам. Кадровые ошибки в данном вопросе могут привести к отказу в назначении досрочной пенсии гражданам и доказыванию соответствующего стажа работы в судебном порядке.
По этому поводу недавно в письме Минтруда России от 29 сентября 2025 года № 15-2/ООГ-1929 обращено внимание на роль работодателя в подтверждении стажа, в том числе во вредных условиях труда, и на документы, которые формируются и хранятся непосредственно у работодателя.
Таким образом, с введением в действие нового классификатора работодателям нужно проверить локальные нормативные акты на соответствие его положениям, а также подготовить кадровые и бухгалтерские системы, принять проанализированный документ во внимание при заполнении разных форм статистической отчетности организаций со следующего года, которая, к слову, также претерпит ряд некоторых изменений.
Увеличение МРОТ
С 1 января вступит в силу Федеральный закон от 28.11.2025 № 429-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». И с указанной даты федеральный показатель МРОТ составит 27 093 рубля, не включая районные коэффициенты, стимулирующие и иные выплаты. Данный минимальный показатель согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации применяется при условии выполнения нормы труда работником и работы в течение полного месячного периода. Увеличение МРОТ в новом году по сравнению с 2025 годом произошло на 20,7%. Традиционно этот показатель является обязательным при расчете размера оплаты труда для бюджетного сектора экономики. Кроме того, с повышением МРОТ увеличиваются размеры отдельных видов социальных пособий.
С учетом положений ст. 133.1 Трудового кодекса, дополнительного соглашения к региональному соглашению между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2024-2026 годы и регионального соглашения о размере МРОТ на 2025-2027 годы (от 16.12.2025) установлен МРОТ на уровне 28 475 рублей. Темп роста МРОТ в нашем регионе по сравнению с текущим годом составил 15,9% и превысил на 5,1% новый федеральный МРОТ. Данный размер касается работников реального (внебюджетного) сектора экономики, и в нем не учитываются выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями и иные компенсационные выплаты, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, соглашениями и коллективными договорами.
МРОТ же для работников бюджетного сектора экономики по-прежнему гарантирован на уровне значения, определенного в Федеральном законе.
Причем, согласно Указу Президента РФ № 309 от 7 мая 2024 года, к 2030 году в стране планируется повысить МРОТ более чем в 2 раза по сравнению с 2023 годом в итоге с достижением его величины не менее чем 35 000 рублей в месяц. Этот показатель обозначен в качестве одной из национальных целей развития России.
Также на уровне регионального трехстороннего соглашения Алтайского края с 2026 года взят курс на внедрение корпоративного демографического стандарта.
Новеллы по иностранным работникам
В стране постепенно совершенствуются миграционные процедуры и ограничиваются квоты на привлечение иностранных работников. Во-первых, 5 декабря 2025 года Правительство Российской Федерации своим постановлением № 1995 установило на 2026 год допустимую долю иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, а хозяйствующие субъекты до 1 января 2026 года должны привести численность привлекаемых иностранных работников в соответствие с установленными лимитами.
Во-вторых, как последствие, если у работодателя возникнет необходимость снизить количество иностранных работников в связи с установленными ограничениями, то с 1 марта 2026 года вступит в силу подходящее новое основание для прекращения трудового договора. Оно предусмотрено п. 9 ч. 1 ст. 327.6 Трудового кодекса – это приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства Российской Федерации соответствующими ограничениями на осуществление трудовой деятельности. Тогда в данном случае договор прекращается не позднее окончания срока, установленного в нормативном правовом акте (ч. 3 ст. 327.6).
Вместе с тем нужно напомнить о том, что за несоблюдение установленных ограничений ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (в частности, для юридических лиц - от 800 тысяч до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).
В-третьих, действует Федеральный закон от 28 ноября 2025 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которым увеличен срок страхового стажа для трудовых мигрантов, необходимый для получения полиса ОМС. Такой полис теперь можно получить, если страховые взносы за них работодатель уплачивал в течение пяти лет (а не трех, как это было в ранее действующем законе).
Бумажные или электронные медицинские книжки?
На основании приказа Минздрава России от 30 июля 2025 года № 457н продлен срок действия медицинских книжек на бумажном носителе, оформленных на бланках и по форме, которые применялись до дня вступления в силу указанного приказа с внесением сведений в ранее сформированный реестр выданных личных медицинских книжек. Переход на электронный документооборот пока отложен до 1 сентября 2026 года.
Снова новеллы по квотированию рабочих мест для инвалидов
Федеральным законом от 28 ноября 2025 года № 445-ФЗ внесены изменения в ст. 38 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».
При неизменных правилах общего квотирования рабочих мест для инвалидов субъекты РФ смогут устанавливать квоту для приема на работу инвалидов не только для филиалов и представительств, но и для любых обособленных структурных подразделений работодателя, расположенных на их территории. Для последних квота будет определяться отдельно, исходя из их среднесписочной численности работников за предыдущий квартал. Данное новшество вступит в силу с 1 марта 2026 года.
В тоже время в ноябре Правительство Российской Федерации приняло постановление № 1765, которым определено, что теперь при трудоустройстве инвалида из числа ветеранов боевых действий, принимавших участие в СВО, квоту засчитывают как исполненную на 2 рабочих места.
В материалах выше неисчерпывающим образом перечислены основные новеллы трудового законодательства Российской Федерации, однако в последующем, впрочем, как и всегда, нормативные правовые акты будут совершенствоваться, поэтому работодателям и кадровым работникам в течение следующего календарного года понадобится их отслеживать. За последние три года трансформации в области трудового права носят весьма интенсивный характер.
