Ученые назвали проблемы, мешающие развивать Сибирь / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Ученые назвали проблемы, мешающие развивать Сибирь

Ученые назвали проблемы, мешающие развивать Сибирь

Министр обороны РФ Сергей Шойгу, заявивший на встрече с учеными Сибирского отделения РАН о необходимости создания в Сибири новых научно-промышленных центров, обозначил важнейшую стратегическую задачу развития страны. Именно обсуждение на высшем политическом уровне дает возможность перевести эту идею из теоретической плоскости в практическую. О стоящих на пути препятствиях – в комментариях сибирских ученых.

«Партия сказала: надо!»

Доцент кафедры региональной экономики Алтайского госуниверситета, кандидат экономических наук Валерий Мищенко уверен, что Сибирь, как и Дальний Восток, необходимо развивать, поскольку пришло время активного сотрудничества России с азиатскими странами.

Ученый напомнил, как возник Заринск – самый молодой город Алтайского края, основанный в 1979 году. Стране требовался крупный завод по производству коксующего угля. Его нельзя был строить на Кузбассе, где ситуация с экологией дошла до опасной черты, и выбор пал на соседний Алтайский край с его малолюдной северо-восточной частью.

Строительство коксохимического завода – ядра нового города – началось в 1972 году и было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой. К появлению коксохимического гиганта приложили руки в общей сложности пятнадцать тысяч добровольцев со всего СССР. В 1996 году в Заринске проживало 52300 человек, ныне – 45400. По большому счету, местный градообразующий завод, где работают 3,5 тысячи человек, остается чужеродным для экономики Алтайского края.

Так же в советское время на Алтае появились город-курорт Белокуриха и Яровое, славящееся своими целебными озерами.

город-курорт Белокуриха

В 1970-е годы первый секретарь крайкома КПСС Александр Георгиев уговорил минсредмаш СССР (ныне – «Росатом») отделить одно строительно-монтажное управление от «Сибакадемстроя», занимавшегося строительством новосибирского Академгородка, и перебросить его в Белокуриху. На деньги профсоюзов были построены санатории, ТЭЦ, больница, школы, первые жилые пятиэтажки.

Валерий Мищенко
доцент кафедры региональной экономики Алтайского госуниверситета, кандидат экономических наук

Яровое было основано в 1943 году, после эвакуации из Крыма химзавода, который работал на военные нужды страны, а через пятьдесят лет получило статус города краевого значения. С 2004 года здесь началось большое строительство курортных объектов. Сейчас в Яровом живет почти восемнадцать тысяч человек (в Белокурихе – чуть больше пятнадцати тысяч).

Для всех новых городов Алтайского края характерны минимум две особенности – наличие градообразующего стержня (завод либо санаторно-курортный комплекс) и небольшое население. Поэтому важны ответы на вопросы: вокруг каких производств строить сибирские города в XXI веке и кем их населять?

Мы активно обсуждали с коллегами из других городов России, прежде всего с демографами, идею строительства в азиатской части страны трех-пяти городов с населением до миллиона человек. Реализовать ее будет крайне сложно.

Алексей Еремин
доцент кафедры государственного и муниципального управления Алтайского филиала РАНХиГС, кандидат географических наук

Опыт взят из советского прошлого, а это командно-административная система и плановая экономика. Второй раз в ту же реку не войти - нынешние реалии совсем другие. Появившийся в постсоветскую эпоху Иннополис в Татарстане - фактически пригород Казани, их разделяет всего тридцать километров. При огромных финансовых вложениях в течение пяти лет численность населения Иннополиса не превысила нескольких тысяч человек.

Человеческий фактор

Второй момент связан с отсутствием демографических ресурсов. Звучат разные предложения. Например, развернуть нынешние миграционные потоки из регионов не в столицы, а в новые города. Но это потребует очень серьезных затрат. Зарплаты должны быть выше не на десять-пятнадцать процентов, а в несколько раз. И новым городам нужны высокие стандарты потребления.

продолжает эксперт

В советское время большой прирост молодого населения и другие нравственные ценности («А я еду за туманом и за запахом тайги») позволяли перераспределять на Восток большие трудовые потоки. Но сейчас население России сокращается, причем в Сибири и на Дальним Востоке – особенно. При этом избыточного сельского населения не осталось еще в прошлом веке.

В двадцатом веке действовала целенаправленная государственная политика – сдвинуть на восток население страны, сосредоточенное в основном на западе, для освоения новых территорий. В начале советского периода доля населения азиатской части составляла десять процентов, а к концу, согласно переписи 1989 года, ее удалось поднять до 22 процентов. С тех пор каждая новая перепись фиксирует снижение. По состоянию на 2021 год доля россиян, живущих за Уральским хребтом, упала до девятнадцати процентов. В 1990 году в Сибири и на Дальнем Востоке проживало 29 миллионов человек, в 2021-м – уже 25 миллионов. При этом население Сибири сокращается медленнее. Дальний Восток за постсоветский период потерял 22 процента населения, Сибирь – около десяти.

констатирует Алексей Еремин

Сейчас в тридцатку крупнейших городов России входят десять в Сибири и на Дальнем Востоке. В постсоветский период лишь города-миллионники Новосибирск и Красноярск демонстрируют динамику роста, причем не очень устойчивого – за все время примерно на двести тысяч человек. Их население пополняется за счет соседних регионов, при этом многие жители, в свою очередь, перебираются в Москву и Санкт-Петербург. За счет более высоких зарплат есть небольшой рост у Томска. Город-миллионник Омск остается на одном демографическом уровне. Барнаульцами становятся бывшие селяне, но часть горожан, опять же, ищет лучшую долю в Новосибирске, Краснодаре, Калининграде, Москве и Питере. То есть идет процесс перераспределения людских ресурсов. А новых людей для новых городов просто нет.

поясняет Алексей Еремин

Взять ответственность

Между тем директор Алтайского института труда и права, кандидат экономических наук Руслан Самсонов уверен, что инициатива комплексного социально-экономического развития Сибири назрела давно.

Идея правильная и своевременно озвученная. Но такой мегапроект требует широчайшего общественного обсуждения, к которому должны подключиться экономисты, демографы, социологи, политологи, юристы и другие представители научного сообщества страны. Здесь возникает немало вопросов. Пока речь идет о четырех научно-промышленных центрах Сибири. Но это все равно что пресловутая точечная застройка в Барнауле, вызывающая у горожан одно раздражение. Нужна концепция комплексного развития всей Сибири, Дальнего Востока и Арктики, полноценного освоения этой территории. Необходим системный подход, в котором государство берет на себя ответственность за будущее азиатской части страны.

Руслан Самсонов
директор Алтайского института труда и права, кандидат экономических наук

Второй аспект, на который обращает внимание Руслан Самсонов, связан с моноспециализацией будущих городов - например, лесопереработкой или производством алюминия. Но это огромный риск, бомба замедленного действия. За примером не надо далеко ходить - то же Яровое пережило тяжелейшие времена после кризиса на местном химзаводе. Новым научно-промышленным центрам нужна диверсификация производства.

Экономика будущего города должна быть гибкой, функционировать при любой рыночной конъюнктуре. А сам город – экологически комфортным, гармонично встроенным в окружающую среду. То есть речь идет об экополисах, даже при наличии алюминиевых заводов.

подчеркивает эксперт

По мнению экономиста, средства на реализацию такого мегапроекта у государства сейчас есть (золотовалютные запасы и Фонд национального благосостояния), однако потребуется много времени. И здесь тоже нужно просчитывать риски: экономика России остается в целом сырьевой, а мир стремительно меняется, переходит на новые энергосберегающие и альтернативные технологии.

В какой мере в реализации мегапроекта может помочь частный бизнес? Опыт Алтайского края, обладающего огромным аграрным и туристско-рекреационным потенциалом, в этом отношении скорее отрицательный – крупный бизнес последние тридцать лет идет сюда неохотно.

Инвестиционный климат оставляет желать лучшего. Можно, конечно, поручить свыше реализацию мегапроекта крупным компаниям, но тогда она будет носить несистемный характер. Такие инвесторы быстро приходят, но и быстро уходят. Зато возникают хронические проблемы - например, экологические.

отмечает Руслан Самсонов

Еще одна характерная негативная особенность таких проектов - их часто не доводят до конца. Можно привести множество примеров, когда реализацию сворачивали на полпути, акцентируя внимание на формальных показателях, а не на достижении поставленных целей. Ведь есть программы развития Сибири и Дальнего Востока, которые ставят акцент на транспортной инфраструктуре, создание которой актуально для любого региона. Вложения в инфраструктуру дают мощный мультипликативный эффект. При этом необходима "дорожная карта ответственности" для всех, кто реализует тот или иной проект.

У нас каждый год рождаются масштабные инициативы и программы, в которых легко можно запутаться, но кто-нибудь знает о результатах и ответственности за их выполнение?

задает вопрос Руслан Самсонов
Прямая речь

В России тотальный кадровый дефицит сильных управленцев во всех сферах, и это плоды нашего образования последних десятилетий. Многие нынешние «эффективные менеджеры» непригодны для серьезных проектов. Случилось это потому, что социальные лифты работают в ручном режиме или совсем не работают. Нужно искать и растить ответственных, профессиональных управленцев для мегапроекта развития Сибири и Дальнего Востока. Образно говоря, наша «операционная система» пока не готова для установки таких сложных программ. Она будет тормозить. И нам нужен апгрейд всей «институциональной операционки» для разработки и реализации амбициозных проектов.

Руслан Самсонов
директор Алтайского института труда и права

Источник: «Российская газета»

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.