ФНС России массово проверяет счета россиян за рубежом

ФНС России массово проверяет счета россиян за рубежом

Налоговая служба рассылает россиянам требования детализировать их операции по зарубежным счетам и активам, а также организует проверки в отношении таких налогоплательщиков. В основном от налоговой приходят два типа писем: первый в отношении неуплаченных в России налогов по доходам за рубежом, а второй касается нарушений валютного законодательства. Такая активность ФНС России связана с поступлением в ее распоряжение и обработкой массива данных от заграничных фискальных органов об активах и операциях россиян.

Например, в одном из запросов налоговой службы она напоминает гражданину, какие именно счета, в каких банках Швейцарии и Люксембурга зарегистрированы на его имя, каковы суммы остатков по ним и поступлений за период с 2017 года. При этом налоговые органы требуют детализировать эту информацию: предоставить договоры банковского или брокерского обслуживания, а также документы, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг или других финансовых активов и имущества, выписки со счета о движении денежных средств, подтверждения уплаты налогов в государствах, где были осуществлены операции. Налоговые органы подтверждают направление гражданам таких уведомлений и уточняют с чем это связано. При организации контрольно-аналитической работы ФНС использует риск-ориентированный подход с использованием всей имеющейся в ее распоряжении информации, в том числе сведений, полученных в рамках информационного обмена с иностранными юрисдикциями. При выявлении расхождения, территориальные налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков необходимые пояснения и документы. В том случае, если будут установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах и налогоплательщиком не уточнены обязательства перед бюджетом, может быть принято решение о проведении выездной проверки в отношении данного физического лица.

Следует отметить, что автоматический обмен налоговой информацией  –часть глобального плана Организационно-экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с уклонением от уплаты налогов и незаконными схемами вывода прибыли. Обработкой этих данных занимается специализированная система «Налог-3», которая анализирует информацию на предмет уклонения от налогов за рубежом или сокрытия доходов контролируемых ими иностранных компаний (КИК).

Россия получает данные о зарубежных счетах налогоплательщиков с сентября 2018 года. В настоящее время в обмене участвует 79 стран и 12 территорий. В последнее время ФНС могла получить данные, например, от Швейцарии, которая подключилась к автоматическому обмену информацией в 2019 году. Помимо указанной страны, из юрисдикций, наиболее распространенных для открытия банковских счетов у физических лиц, в последние годы в список сотрудничающих стран добавились Австрия, Лихтенштейн, Гонконг, Багамы, Макао, Гренада.

Информация, полученная ФНС в результате автоматического обмена финансовой информацией, содержит укрупненные данные, не позволяющие налоговым органам точно определить сумму полученного дохода, поэтом у в начале физическим лицам предоставляется возможность самостоятельно предоставить информацию.

По данным ФНС России, граждане имеют за рубежом 700 тыс. счетов на 13 трлн руб. (в пересчете на рубли). Следует также отметить, что с 1 февраля 2021 года ФНС России создала специальную налоговую инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам-физлицам, которая администрирует налогоплательщиков с доходами выше 500 млн рублей в год, а в  качестве дополнительных критериев учитываются наличие контролируемых иностранных компаний, операций и счетов за границей, а также налогооблагаемые операции инвестиционного характера.

Следует отметить, что с 2021 года государство в лице налоговых органов стало строже  следить за участием своих налогоплательщиков – налоговых резидентов в иностранных компаниях. Так, если у гражданина России – налогового резидента есть бизнес за пределами страны, то о таком бизнесе он должен сообщить в налоговые органы. Кроме того, об этом должны сообщать также и граждане других государств при условии, что они являются налоговыми резидентами России.

Федеральным законом от 09.11.2020 №368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» введены положения о новом режиме уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли КИК, а также изменения, касающиеся обычного порядка уплаты налога с прибыли КИК и мер ответственности за налоговые правонарушения.

Контролируемая иностранная компания (КИК) – иностранная компания, собственником которой является налоговый резидент РФ. Такой компанией может считаться даже структура без образования юридического лица (паевый фонд, партнерство, траст и т.п.).

Контролирующее лицо – физическое лицо, которое является налоговым резидентов РФ и собственником иностранной компании, то есть может контролировать КИК. Размер доли при этом имеет значение.

Отчитаться необходимо в следующих случаях:

- налогоплательщик владеет 25% в иностранной компании;

- доля налогоплательщика и доля его родственников составляет 10% в иностранной компании, а сумма долей, которыми владеют все резиденты РФ составляет 50% в КИК.

Налогоплательщики – физические лица могут исчислять налог с фиксированной прибыли КИК, независящей от количества имеющихся у такого лица КИК. Впервые налог с фиксированной прибыли КИК может быть уплачен физическими лицами уже в 2021 году по итогам налогового периода 2020 года. Фиксированная сумма прибыли с КИК устанавливается НК РФ и составляет:

- за налоговый период 2020 года – 38 460 000 руб.;

- за налоговый период начиная с 2021 года – 34 000 000 руб.

При этом у налогоплательщика – физического лица сохраняется обязанность по ежегодному представлению уведомления о КИК.

С 2021 года уведомление о КИК налогоплательщиками – физическими лицами представляется в срок не позднее 30 апреля. Для налогоплательщиков организаций срок представления уведомления о КИК не изменился – не позднее 20 марта. За непредставление такого уведомления в установленный срок – штраф до 500 000 рублей.

С 2021 года налогоплательщики – контролирующие лица, которые не определяют налог с фиксированной прибыли КИК, обязаны представлять в налоговый орган документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК вне зависимости от наличия у них обязанности по уплате налога с прибыли КИК.

Ирина Куликова,
к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов

 

 

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.