Преподаватели Академии о дистанционном обучении. Часть вторая / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Преподаватели Академии о дистанционном обучении. Часть вторая

Преподаватели Академии о дистанционном обучении. Часть вторая

С 23 марта Алтайский филиал РАНХиГС перешел на дистанционный режим обучения.

О том, как теперь выстроена работа по реализации образовательных программ, как проходит адаптация к новому формату взаимодействия со студентами рассказывают преподаватели филиала.

Своими впечатлениями поделились Татьяна Полещенкова, декан юридического факультета, к. ю. н., Оксана Штаб, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, к. п. н., Елена Титова, заместитель заведующего кафедрой конституционного и международного права, к. ю. н., Антонина Сорокина, доцент кафедры конституционного и международного права, к. ю. н. и Антон Панчук, ассистент кафедры гражданского права и процесса.

Считаю, что в любых условиях профессиональный преподаватель может и должен качественно реализовывать образовательную программу, в том числе онлайн. Конечно, для успешного взаимодействия преподавателей и студентов онлайн-форма коммуникации должна быть апробирована, проанализирована, подкорректирована. Именно поэтому первую неделю дистанционного обучения научно-педагогический состав юридического факультета отрабатывал способы проведения занятий в онлайн режиме.


Для меня было особенно важно провести онлайн занятие в первые дни дистанционного режима. Будучи деканом, мне необходимо понимать все нюансы, постараться выявить проблемы и профилактировать их для всех преподавателей юридического факультета. Я преподаю учебную дисциплину «Гражданское право». И студенты, и преподаватели, которые сталкивались с этой дисциплиной, понимают, что это очень сложный базовый курс юридической подготовки. Для обучающихся первого курса дисциплина сложна сама по себе, а в дистанционном формате взаимодействия тем более.


Одним из первых занятий в рамках дисциплины стал научно-практический семинар в формате круглого стола в системе Moodle. Подготовка студентов к занятию не отличалась от традиционной. Ребята заранее получили необходимые вопросы, методические рекомендации по подготовке и ссылку на необходимую литературу. На круглом столе участники последовательно отвечали на вопросы. Ответы каждого студента обсуждались группой. Исходя из активности, содержательности и качества ответа ребят складывалась оценка.


Естественно, в начале работы возникали некоторые трудности. Например, как студентам в большой переписке выделять сообщения от преподавателя. Но благодаря оперативной обратной связи от ребят мы быстро наладили процесс. Теперь аватарки преподавателей выделены красным цветом и в общем диалоге их не перепутать с остальными участниками. Плюсом дистанционного формата работы является и то, что есть возможность увидеть не только качество подготовки студентов, но и их активность. В течение пары удается опросить всю учебную группу и оценить грамотность письменной речи обучающихся.


Конечно, преподавателям и студентам не хватает живого общения, но это не повод унывать. Это отличная возможность раскрыть свой потенциал, найти новые формы внеучебной и учебной работы. Так, уже есть идея провести групповые консультации по гражданскому праву в формате видеоконференции, что даст студентам дополнительные возможности получить необходимый материал и ответы на волнующие их вопросы. Есть идеи работы на практических занятиях с официальными ресурсами судебной практики в онлайн-режиме. Также хотим привлекать к занятиям в качестве экспертов судей и других профессионалов.

Татьяна Полещенкова

Как преподавателю, который так же, как и обучающиеся, столкнулся с дистанционной формой обучения впервые, мне бы хотелось поделиться своими впечатлениями.


Дистанционное образование часто выглядит для людей со стороны так: не нужно ходить на пары, можно слушать лекции, сидя в пижаме и с чашкой чая. Создается впечатление, что и график работы студенты выстраивают сами, а выполнение домашних заданий – дело добровольное. Но не все так просто. На самом же деле, дистанционное обучение требует от студента сильной мотивации и жесткой самодисциплины. Необходимо посещать все лекции и семинары онлайн, в срок выполнять домашние задания.


Одной из первых мне пришлось прочитать лекцию, построенную по принципу вебинаров. Была приятно удивлена, когда я увидела, что все четыре группы второго курса государственно-правового профиля собрались почти 100%. Лекция прошла просто замечательно, в конце студенты задали интересующие вопросы, на которые получили ответы.


Безусловно, в некоторых случаях нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника. Я преподаю дисциплину «Уголовное право», которая больше нацелена на практико-ориентированное обучение, на семинарах и практических онлайн-занятиях мне не хватало живого общения со студентами. И все же, в дистанционном режиме работы мы набираемся опыта и совершенствуем способы взаимодействия со студентами: все только впереди.

Оксана Штаб

Когда было принято решение о переходе на дистанционное обучение, возникал только один вопрос: «Как это будет?». На смену тревоге от неизвестности довольно быстро пришло осознание того, что решение этой задачи нам по силам. Конечно, ничто не может заменить живое общение педагога с обучающимися, но в сложившихся условиях другого пути нет, образовательный процесс должен продолжаться, несмотря ни на что.


Мне очень повезло со студентами, они оказались настолько адаптируемыми, что уже с первых минут, когда я обозначила алгоритм и содержание нашей работы, диалог образовался сам собой. Работа начиналась с форума, где ставились основные задачи занятия, а собственно обсуждение темы занятия происходило в чате. Главное – управлять этим процессом, вести диалог со студентами и стимулировать их к размышлениям, поиску информации и обмену ею. Результат обязательно будет. Благодарна ребятам за обратную связь, что помогает совершенствовать работу.


В планах проведение семинаров и лекций в формате веб-конференций. Сегодняшний уровень обеспечения дисциплин в Moodle Академии позволяет проводить занятия на необходимом качественном уровне. Дистанционное формат в высшем образовании – это новшество, в котором мы только обретаем уникальный опыт. Это очень интересный и имеющий право на существование вариант совместной работы преподавателей и студентов Алтайского филиала РАНХиГС!

Елена Титова

Рада поделиться своим опытом! Систему управления электронными ресурсами Moodle активно использую три года. Особого отличия между контактной лекцией и лекцией в онлайн режиме не заметила. Студенты писали конспекты, прикрепляли фотографии в специально созданный ресурс «Для конспектов лекций». Благодаря дистанционному формату работы впервые опробовала режим видеоконференции.


С течением времени все вопросы трансформируются в новые умения и навыки, что, безусловно, радует. Стараюсь разнообразить виды занятий. Например, в рамках дисциплины «Муниципальное право» успешно прошли тесты-тренажеры, предназначенные для работы с текстом правового акта, с легальными терминами и определениями.

Антонина Сорокина

Переход на дистанционный режим не стал серьезным препятствием к обучению: в филиале работа в системе Moodle непрерывно сопровождает аудиторные занятия. Конечно, потребовалось некоторое время на адаптацию существующих дистанционных курсов к работе онлайн и преподавателей, и студентов.


Радует, что студенты добросовестно участвуют в семинарах. Обсуждение вопросов, выполнение заданий проводится с участием преподавателя на протяжении всего занятия.

План семинарских занятий остался прежним, однако был смещен акцент на самостоятельную работу студентов с доктринальными источниками, нормативно-правовыми актами, на решение практических заданий и задач, обобщение материала с учетом возможности обращения к открытым источниками в интернете.


Есть еще одно нововведение – протокол семинарского занятия. Исходя из пожеланий группы избирается секретарь, который на протяжении всего занятия фиксирует в отдельном документе ключевые выводы дискуссии с преподавателем, правильные ответы на вопросы, мнения ученых, позиции судебной практики. В конце занятия секретарь предоставляет протокол на проверку преподавателю. Преподаватель по необходимости вносит коррективы в документ и предоставляет для общего доступа всем участниками форума.

Антон Панчук
Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.